Как сделать лекарства доступнее для потребителей
Принятый в первом чтении проект закона «Об обращении лекарственных средств» несколько расширяет возможности потребителей приобрести лекарства. Сегодня продавать лекарства можно только в аптеках. По новым правилам торговать таблетками смогут и медицинские организации, но только в сельских поселениях и только если в этих поселении нет аптеки. Для горожан это означает, что монополия аптек на продажу лекарств сохранится.
Проблема конкуренции в фармацевтической отрасли не в недостатке конкуренции между аптеками. В России действует около 50 000 аптек, доля крупнейшей сети — «36,6» — не превышает 10%, и она никогда не получала сверхприбыли, а последние три года работала с убытком. Проблема в другом — на рынке существуют только «фармацевтические бутики», отличающиеся подобно бутикам в других сферах узкоспециализированным ассортиментом и высокой квалификацией сотрудников. Согласно закону, аптеки наряду с лекарствами могут продавать только изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены и ряд других товаров, а руководители и сотрудники аптек обязаны иметь профильное образование.
Без сомнения, у фармацевтического бутика есть привлекательные стороны, однако они не бесплатны. Ограниченный ассортимент уменьшает возможности для экономии на масштабе, которыми пользуются крупные супермаркеты. Высококвалифицированный специалист обычно стоит больше, чем неквалифицированный иммигрант. Все это делает аптеки относительно дорогим каналом продажи лекарств, и в интересах потребителя, чтобы существовали и другие каналы.
Один из возможных каналов назвали авторы законопроекта «Об обращении лекарственных средств». Очевидно, что если медицинские учреждения могут продавать лекарства там, где аптек нет, то они точно так же могут делать это и там, где аптеки есть. Достаточно лишить аптеки «права первой ночи», которым их наделил законодатель, и выбор потребителя расширится.
Еще одним возможным каналом продажи лекарств являются обычные магазины. Когда Минпромторг прошлым летом предложил разрешить продавать в магазинах безрецептурные лекарства, он действовал в духе времени: в последние годы монополия аптек на продажу лекарств рушится повсеместно.
Наиболее известен опыт США. Существующая система продажи лекарств основана на поправке Дарема-Хамфри 1951 года к Акту о продуктах питания, лекарствах и косметике. В соответствии с ней лекарства принадлежат к одному из двух классов: рецептурные препараты продаются в аптеках, а безрецептурные средства можно продавать в любом магазине. В дополнение к этим классам начиная с 1964 года неоднократно выдвигались инициативы ввести и третий класс лекарств: безрецептурных, но выдаваемых под присмотром или даже по усмотрению фармацевта, иными словами, продавать лекарства аналогично существующей российской системе. Эти инициативы не вызывали энтузиазма ни у потребителей, ни у регулятора фармацевтического рынка, ни у антимонопольного регулятора, по мнению которого новый порядок «существенно ограничит конкуренцию» и «принесет неудобства потребителям».
За годы, пока в США обсуждали идею введения «третьего класса», поддержка этого класса в мире существенно упала. Так, в 2006 году продажа безрецептурных средств в магазинах стала возможна в Италии, с 2007 года — в Нидерландах, с 2009-го —в Японии и Швеции. В конце прошлого года идею продажи безрецептурных лекарств в супермаркетах поддержал премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган.
«Мне немного печально, что лекарства теперь будут продаваться рядом со смазочным маслом, печеночным паштетом и женскими трусиками. Это девальвация идеи лекарств», — сетовал в начале десятилетия глава датской ассоциации фармацевтов Пол Бунгард. Возможно, с эстетической точки зрения он прав, однако есть и другая сторона дела. «Компрометирующее соседство» позволяет сделать лекарства более дешевыми, а это, в свою очередь, помогает лекарствам лучше служить их главной идее — лечить людей.
Автор — старший научный сотрудник Академии народного хозяйства