В российском высшем образовании грядут грандиозные перемены. Планы принудительных слияний и поглощений университетов, о которых СМИ заговорили на прошлой неделе, — это не газетная утка. Представители Министерства образования и науки подтвердили, что сообщения эти основаны на хотя и предварительных, но вполне реальных документах. Министр Андрей Фурсенко не раз публично предупреждал о том, что демографический «провал» приведет к резкому сокращению численности абитуриентов, за которым должны будут последовать организационные меры. Так что удивляться не стоит — граждан предупреждали.
Многие детали не вполне ясны, в том числе, видимо, и самому министерству. Непонятно, как именно будут проходить слияния и будут ли они сопровождаться уменьшением плана по приему студентов: если нет, если 1+1 = 2, то вся операция выглядит не очень осмысленной. Можно сомневаться в оправданности слияний вообще: примеры Сибирского и Южного федеральных университетов показали, как сложно они проходят в наших (да и любых других) условиях. Неясно, зачем присоединять к посредственному вузу вуз откровенно слабый и почему качество университета, получившегося в результате такого слияния, будет выше, чем у его составных частей. Наконец, сама стратегическая линия на создание федеральных университетов и региональных центров педагогического образования означает появление мегавузов с десятками тысяч студентов и тысячами преподавателей. Модернизировать таких монстров, да и просто управлять ими, будет гораздо сложнее: возможно, более оправданным был бы курс на формирование компактных центров качества.
Но самое интересное в этом эпизоде вот что: масштабное сокращение числа вузов — уникальное событие в новейшей истории. На протяжении как минимум двух последних столетий системы образования только расширялись. История высшего образования — это история последовательных волн открытия «новых университетов», политехов, преобразования политехов в университеты и т. д. Строительство новых организаций, зданий, сетей, открытие новых программ и факультетов «зашито» в институциональную культуру вузов.
Прогресс мыслился как создание новых школ и вузов. В той или иной местности или отрасли есть проблемы? Создайте новое учебное заведение! Порядочные и прогрессивные люди выступают за открытие новых университетов, консервативные держиморды — против.
В принципе, развитые страны Запада сталкиваются с теми же демографическими проблемами, что и Россия. Однако, в отличие от России, спуск в демографическую яму там более пологий. Кроме того, ситуацию в России усугубила неконтролируемая экспансия высшего образования в 1990-2000-х, когда численность студентов на 1000 жителей выросла в два раза. Соответственно, необходимость сворачивания вузов не стоит в Европе пока так остро, как в России. Наконец, отчасти проблему избыточных университетских мощностей в Западной Европе будут решать за счет экспорта образовательных услуг.
Это не означает, что планируемое сокращение вузов неоправданно. Демография — упрямая вещь. Просто механизмы такого организованного отступления в высшем образовании в мировой практике как следует не отработаны. Если не подходить к делу сугубо формально, механически, то процесс этот потребует полной перестройки мышления в российском университетском сообществе. Достаточно почитать программы развития недавно отобранных национально-исследовательских и федеральных университетов. Подавляющее большинство их авторов просто не представляют себе других форм развития вуза, повышения качества высшего образования, кроме открытия новых специальностей, направлений, программ.
Автор — директор по прикладным исследованиям Российской экономической школы