К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Идеализм вместо коррупции


Как на самом деле принимаются законы в России

Главный редактор украинского журнала «Корреспондент» Виталий Сыч в своей колонке не стал давать совет, за кого голосовать во втором туре состоявшихся вчера президентских выборов. Разница между Януковичем и Тимошенко, объяснил редактор, «не столь велика, чтобы терять уважение половины наших читателей. Несогласие с мнением автора в Украине автоматически переводит его статью в ранг заказных, а самого автора — в разряд продажных».

Установка «ищите заказ» направляет российскую политическую дискуссию не меньше, чем украинскую.  Статьи, с которыми мы не согласны, как правило, пишут «продажные авторы», а несимпатичные нам государственные решения инспирируют «лоббисты» и «нечистоплотные чиновники». Эти объяснения, наверное, иногда верны, но все же выглядят чрезмерным обобщением. В антимонопольном регулировании — сфере, которая мне знакома лучше других, — поиск корыстных мотивов мешает увидеть реальное положение дел. Между тем оно практически противоположно тому, что обычно принято думать о принятии законов.

Что движет российскими антимонопольными органами? В статье руководителей ФАС Игоря Артемьева и Алексея Сушкевича «Основания антимонопольной политики государства» говорится, что защита конкуренции основана на ценностях «свободы» и «справедливости». Слова про  «свободу» и «справедливость» Артемьев повторял и в интервью разных лет.

 

Эту идеалистическую аргументацию нельзя считать дежурными словами наподобие тостов за здравие модернизации. Артемьев и ряд других нынешних руководителей ФАС в 2003 году были  разработчиками программы партии «Яблоко», которая своими основными ценностями провозглашает как раз «свободу» и «справедливость». «Усилению монополизма», который породили «правительства правых радикалов в 1990-е годы» программа противопоставляет «демонополизацию». Руководители ФАС воплощают то один, то другой пункт этой программы и действуют так, как в общем и должны действовать представители леволиберальной партии. Будучи либералами, они действуют публично и прозрачно — сайт ФАС и ее пресс-служба одни из лучших. Будучи левыми, они ведут борьбу с крупным бизнесом.

Чиновники, которыми движет идеология, плохо вписываются в мифологизированный образ того, как принимаются решения в государстве. Не вписываются в него и реальные бизнесмены. В ноябре 2009 года глава Комитета РСПП по конкуренции Михаил Фридман на встрече бизнеса с Дмитрием Медведевым выступил с критикой принятых летом поправок в антимонопольный закон, а также с критикой проекта закона о торговле. Публичная критика этих законов, к которой той осенью прибегли наряду с Фридманом представители нефтяных и торговых компаний, подкрепила представление о том, что лоббисты интересов бизнеса играют важную роль при принятии государственных решений.

 

В реальности встреча бизнеса с президентом иллюстрирует другую закономерность — бизнесмены проявляют активность тогда, когда она уже не приносит большой пользы. Поправки в антимонопольный закон были приняты несколькими месяцами раньше, и бизнес мало ими интересовался. Активность торговых компаний в основном стала заметна после июньского похода Путина в супермаркет, но к ноябрю исход дискуссии был уже во многом предрешен. Эти истории типичны — на соседней Украине Министерство экономики сейчас жалуется на то, что «ритейлеры еще не осознали важность» работы над проектом закона о внутренней торговле и проявляют пассивность.

Получается, поиск «заказа» мешает правильно понять антимонопольную политику, где «идейные чиновники» регулируют «беспечных бизнесменов». Если антимонопольная политика не уникальна, то и во многих других сферах роль «заказа» преувеличивается, а роль идей — преуменьшается.  Дискуссия о них только выиграет, если мы перестанем искать заказ и начнем искать аргументы.

Автор — старший научный сотрудник Академии народного хозяйства

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+