К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кругом мошенники

Кругом мошенники
Весь российский страховой рынок основан на жульничестве: клиенты обманывают страховщиков, страховщики — клиентов

На протяжении последних десяти лет страховщики периодически вспоминают о страховом мошенничестве — попытках получить страховые выплаты незаконным способом. Серьезных исследований масштаба этой проблемы не было, но страховые компании до кризиса уверяли, что мошенникам достается 10-15% всех выплат. Это около 30 млрд рублей в год, если брать за базу компенсации физическим лицам. А в 2009 году, по оценкам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), доля выплат по случаям мошенничества выросла до 20%.

Что имеют в виду страховщики и насколько эти цифры реальны? По данным ВСС, из всех случаев мошенничества лишь 5-7% приходится на криминал вроде «подстав» — специально организованных аварий. Такие преступления сегодня достаточно легко раскрываются — страховщики обмениваются между собой информацией об участниках подозрительных происшествий и быстро вычисляют злоумышленников. А что же остальные 95%? Это, по словам страховщиков, бытовые мошенники. На самом деле — обычные российские граждане, застраховавшие автомобиль или квартиру и никаких аварий или поджогов не устраивавшие.

Представьте себе типичную ситуацию: столкнулись две машины, у водителей которых есть полисы каско. Можно ждать сотрудников ГИБДД, создав на дороге пробку в час пик, а можно разъехаться по домам и на следующий день оформить ДТП во дворе, сделав вид, что машина повреждена на стоянке. Спросите автовладельцев: так поступал чуть ли не каждый второй. С точки зрения страховщика, это мошенничество. А с точки зрения автолюбителя — все по-честному. Машина повреждена в ДТП, значит страховщик должен платить, а уж как это оформлено — дело десятое.

 

Другой пример. Банки нередко принуждают ипотечных заемщиков страховать жизнь и здоровье. Восемь человек из ста, признаются службы безопасности страховых компаний, при заполнении анкеты «забывают» указать свои хронические заболевания. Серьезное заболевание может увеличить стоимость полиса на 20% — но почему бы не сэкономить на навязанной и потому кажущейся бессмысленной услуге?

Или вот еще случай, произошедший недавно с моими знакомыми. За рулем была супруга, а ее имя не было вписано в полис. Чтобы получить выплату, им пришлось представить дело так, будто за рулем был глава семьи. А уж о различного рода договоренностях с оценщиками, которые могут увеличить сумму выплат, рассказывает чуть ли не каждый автовладелец, побывавший в аварии. Точных оценок нет, но сотрудники служб безопасности в частных беседах уверяют, что по меньшей мере 7 из 10 водителей в таких ситуациях идут на обман.

 

Клиентам есть что сказать в свое оправдание. Многие компании в начале 2000-х пытались занижать сумму ущерба, предлагали отвратительный сервис, тянули с выплатами по несколько месяцев, а то и вовсе исчезали из своих офисов. До сих пор в правилах страхования встречаются всевозможные подвохи, позволяющие отказать в компенсации ущерба. Процедура оформления убытков по-прежнему длительна и трудна. Не прошло бесследно и введение в 2003 году полисов ОСАГО. Страховщики не справлялись с процедурой урегулирования, а стоимость полисов оказалась намного выше ожиданий. И кто в этом случае мошенник?

Поэтому клиенты не стесняясь называют страховщиков жуликами и считают: заставить страховую компанию платить — святое дело, и любые средства тут хороши. А попытки компаний разоблачить обман клиенты воспринимают как еще одно жульничество.

Чтобы хоть как-то снизить число обманщиков, страховщики могли бы пойти клиентам навстречу. Облегчить процедуру оформления ущерба, убрать из правил некоторые исключения. Шаги в этом направлении, конечно, делаются. Например, по ОСАГО мелкие аварии без ущерба здоровью с марта 2009 года можно заявлять без справок ГИБДД. Правда, выплата в этом случае не может превышать 25 000 рублей. Это нововведение, которое автовладельцы получили в обмен на в среднем 10-процентное повышение тарифов по ОСАГО, могло бы существенно сократить число пробок на дорогах, но фактически не действует — максимальная сумма компенсации по авариям, оформленным без участия ГИБДД, слишком мала.

 

Либерализация порядка оформления идет не слишком быстро — страховщикам это совершенно не нужно. Случаи «бытового мошенничества» заложены в тарифы, клиенты заранее оплатили возможность обмануть страховщика. А тот, раскрыв обман, не спешит заводить уголовные дела, предпочитая просто убедить клиента отказаться от денег. И этот своеобразный общественный договор, в котором каждая из сторон обманывает другую, в общем, работает. Вот только операционные издержки и расходы на оплату посредников оказываются чересчур велики.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+