К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Больше, чем дауншифтинг

Больше, чем дауншифтинг
Как кризис заставил топ-менеджеров пересмотреть «достиженческую» мотивацию

Один мой коллега в конце 2009 года продал машину, сдал квартиру и улетел в Непал. Он задумал трехлетнее кругосветное путешествие. Программа в каждой стране такая — снять жилье, попробовать работать, ездить, смотреть, как живут люди, а затем перемещаться дальше. На первый год намечен маршрут: Непал—Индия—Бутан—Таиланд—Китай—Япония. Коллеге 28 лет, он талантлив, агрессивен. Очень быстро делал карьеру и до того, как стал дауншифтером, казался безусловным яппи — мальчиком, который раньше других окажется на верхушке социальной лестницы, станет миллионером и будет нами управлять.

Другой пример — вроде бы не связанный с первым. Я разговаривал недавно с одним топ-менеджером (назовем его Николай). Несколько лет он занимался ушу. Делал это вдумчиво, неспешно. В прошлом году Николай сказал: «Я уже знаю и умею достаточно, чтобы познакомиться с китайскими «дедушками». Он собрался ехать в Китай к этим «дедушкам» — мастерам ушу. Встретившись, мы за пять минут обсудили, как восстанавливаются наши бизнесы после кризиса, а потом целый час говорили о цигун, ушу, тайцзи-цюань и даосизме.

Как вам кажется, какая тема занимает Николая больше всего в жизни? Правильно. Но при этом он по-прежнему блестяще руководит своим направлением внутри компании.

 

И наконец, третий пример. 10 лет назад я проводил «асессмент» (личную оценку) успешному бизнесмену по имени Александр. «Ваша проблема заключается в том, что вы так много достигли за свои 35 лет, что теперь уже ничто вас по-настоящему не «драйвит», — сказал я ему. — По своей натуре вы человек, которому нужна трудная цель, с миссией совершать подвиги. Главная рекомендация для вас — найти проект второй половины жизни».

Пять лет спустя Александр сказал мне: «Вы знаете, Марк, я так до сих пор и не нашел проект второй половины жизни». Он говорил это с иронией, шутливо и в то же время страстно. Два года назад компания Александра вышла на IPO, капитализация превысила $1 млрд. Он сказал: «Когда я задумал IPO, увидел, как привлеку инвестиции, мне показалось — я знаю, что буду делать следующие 10 лет жизни. Теперь мне опять не слишком интересно».

 

Следующий раз я встретился с ним в ноябре 2009 года. Как бы между делом, отдавая дань сложившейся традиции, он сказал, что по-прежнему безуспешно пытается выполнить мою рекомендацию. А потом рассказал, что научился танцевать кубинскую сальсу, открыл свой клуб, воспроизвел атмосферу Гаваны, выписал кубинских учителей…

Мне показалось, что ему больше не нужна великая цель — он танцует сальсу.

Являются ли эти примеры трендом или перед нами случайный набор фактов из жизни дауншифтеров? Если тренд, то представляет ли он собой кратковременное помутнение «достиженческого» сознания или это начало тектонических изменений?

 

Есть такая гипотеза: культура достижений, ориентация на карьеру и деньги начали сменяться новой культурой, которая связана с большей углубленностью в себя, поиском смыслов, большей ориентацией на внутренние процессы по сравнению с внешними достижениями. Российские корни этого тренда легко понять. 1990-е годы были временем смуты и неустанного любопытства в отношени к Западу. В «нулевые» в бизнесе установились четкие капиталистические правила игры. Если захочешь — будешь успешным. За пять лет можно стать топ-менеджером небольшой компании. Еще за два года — построить себе квартиру. Еще через несколько лет положить на счет миллион долларов и управлять десятками тысяч людей. Перед нами открылись врата успеха. Немного способностей, окаянства, мотивации, достижений, и ты как ракета взлетаешь вверх.

Финансовый кризис прервал этот полет. Но бизнес жив, хотя скорости уже не те. Компания имела миллиард оборота? Скорее всего, через пару лет мы вернемся к этому показателю. Корпорация делала инновационные проекты в области внутренних коммуникаций? Весьма вероятно, что через несколько лет на них опять дадут бюджет. Скучно.

Сегодня я часто слышу сетования, что кризис оказался слишком легким («мало очистился рынок»). Забюрокраченные корпорации живы. Неэффективность, как и раньше, процветает. Компании понемногу возвращают атрибуты благополучной жизни — соцпакеты, индексацию зарплат, бонус-трипы. Корпоративный ландшафт не изменился, революционного реинжиниринга бизнес-процессов не случилось.

Зато изменилась мотивация. Опьянение ростом ушло, и мы задумались о своей жизни.

Впрочем, изложенные соображения — лишь гипотеза. Антикорпоративные движения, выступавшие противовесом достиженческому мейнстриму, существовали всегда. В XIX веке Гоген уволился из банка и поехал на Таити рисовать. Может быть, и мы отойдем от спячки, встряхнемся и опять побежим навстречу карьере, деньгам и успеху?

 

Эти вопросы имеют не только общефилософское, но и прикладное, практическое значение. Как мотивировать персонал в компании? Опираясь на идею достижений, карьеру, деньги? Или на социальный смысл работы, пользу людям, возможность самосовершенствования? Правильно ли делает один из российских олигархов, обучая за свои деньги менеджеров древним индийским и китайским медитативным практикам?

Ответ на эти вопросы может изменить нашу модель компетенций, мотивационную схему, программу обучения. Давайте обсуждать.

Автор — президент «ЭКОПСИ Консалтинг»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+