Примерно из сотни знакомых предпринимателей только двое нашли, кому передать оперативное управление своим бизнесом. Раньше такому наследованию мешала неготовность менеджеров принять полномочия и управлять компанией как своей собственной. Теперь появились новые угрозы, с которыми менеджеры, не привыкшие к решению подобных проблем, не знают, как справляться.
Подавив рэкет, государство, к сожалению, заняло его место. Эта «дьявольская личина» перешла от одних персонажей к другим. По сути, в российском бизнесе сохранились военные условия — не такие лихие, как в 1990-е, но сохранились. Налоги у нас сейчас, как мне кажется, в целом нормальные, но налоговая система давящая. И у всех инстанций огромное количество зачастую несовместимых и взаимоисключающих инструкций, соблюдать которые бизнес не в состоянии.
Моя компания судится буквально каждый год. Когда рассказываешь об этом кому-нибудь на Западе, люди удивляются: «Ты что, наркотиками торгуешь?» Нет, макаронами. «Как ты в этих условиях можешь работать?» Вот так и работаю. Как мне кажется, на долю давления со стороны контролирующих и регулирующих органов сейчас приходится порядка 20% всех угроз бизнесу — внешних и внутренних. Выход только один — построить в компании систему защиты и передать ее тому, кого бы вы хотели видеть преемником.
Выстраивание защиты начинается с победы над непрозрачностью. Если ваш бизнес более-менее прозрачный, то по большому счету вы сможете отбиваться. Моя компания «Алтан» выиграла все суды с налоговиками (всего 16 за 22 года ее существования). Мы судимся во всех случаях, когда считаем, что нам предъявляют неправомерные претензии, даже если цена вопроса не превышает 30 000 рублей. Это принципиально важно. Пусть защита в итоге обойдется дороже, но лучше доказать свою правоту, чем откупиться, заплатив то, что хотят (или дать взятку, чтобы сэкономить время, — в таком случае вы оказываетесь на ином уровне отношений, что потом выйдет боком). Сейчас налоговики обвиняют нас в неуплате 220 000 рублей, и мы снова будем с ними судиться.
Раньше отбиваться через суды было на порядок сложнее и «наезды» были гораздо жестче — могли разорить, наложив штрафы в 300%, арестовать счета, закрыть предприятие. Сегодня судебная система худо-бедно, но работает. Повторю: апеллировать к ней можно, если вам нечего скрывать. Совсем необязательно содержать в компании штат юристов — защиту можно отдать на аутсорсинг. Мы практически всегда при «наезде» налоговиков нанимаем юридическую фирму — наш юрист с такими делами не справляется.
Теперь о преемнике. По моим наблюдениям, чаще всего выживает управленческий тандем нападающего и защитника. Это вообще два основных типа характеров в бизнесе, как у игроков в футболе. Нападающий двигает компанию вперед, защитник — обеспечивает тыл и стабильность работы всех механизмов. Если вы, владелец компании, — нападающий, то ваш заместитель, скорее всего, — защитник. Он может стать хорошим сменщиком, когда у бизнеса много внешних угроз. Если же все наоборот, то для сменщика-нападающего вам нужно искать заместителя-защитника. В любом случае, кто бы ни были вы и кого бы ни присмотрели в сменщики, важно соблюсти этот баланс — нападающий и защитник.
Сам я проблему выбора преемника пока не решил. Хотя уже много лет фактически не являюсь исполнительным директором — только де-юре. У меня есть заместители, которым переданы права оперативного управления. Не буду говорить, что у «Алтана» все в полном порядке и со структурой бизнеса, и с мотивацией персонала, и с продажами — многое еще надо сделать. Но систему обороны, думаю, мы все-таки выстроили. Лично я не встречаюсь с налоговыми инспекторами уже, наверное, лет десять. Иногда только на суды приезжаю — посмотреть, как идет процесс.