Есть такая поговорка: «Если очень захотеть, можно в космос полететь». Звучит вдохновляюще, в действительности — самообман. Хотение даже в сочетании с талантом не гарантирует успеха. Если уж зашел разговор о космосе, то первым космонавтом в мире мог быть не Юрий Гагарин, а Герман Титов. Оба показывали лучшие результаты при подготовке. Первому симпатизировал Сергей Королев, второму — тренировавший космонавтов Марк Галлай. Сам Гагарин считал, что у него были равные шансы с Титовым, потому называл выбор госкомиссии «выпавшим на мою долю счастьем». Почему оно досталось именно ему, до сих пор неясно. По одной из версий, Хрущев просто решил, что лететь должен парень с русским именем. И на орбиту отправился Юрий, а Герман остался на Земле.
В истории можно найти массу примеров, когда случай определял судьбы династий и государств. Что уж говорить о бизнесе и личной карьере! Все, что имели «великий и ужасный» Стив Джобс и его партнер Стив Возняк в 1976 году (когда появилась Apple), — лишь $1000 и компьютерная плата оригинальной конструкции. Если бы не удачный заказ и чудом полученный у продавца комплектующих товарный кредит, вполне вероятно, не было бы сейчас никаких «Макинтошей». Сам Джобс, впрочем, предлагает смотреть еще глубже. В 2005 году, выступая перед выпускниками Стэнфорда, он рассказал, как в колледже из любопытства записался на курс каллиграфии. И знания о том, что делает шрифты красивыми, пригодились ему при создании «Макинтоша». «Он стал первым компьютером с красивой типографикой, — подчеркнул Джобс, — но ничего бы этого не было, если бы я когда-то не записался на курс в колледже».
И на Западе, и в России немало успешных бизнесов так или иначе выросло из удачных случаев. Возьмите, например, карьеру Максима Игнатьева — основателя Sport and Fashion Group (бренды Reebok, Gant, Le Coq) и совладельца «Русской Фитнес Группы» (World Class и «ФизКульт»). В 1990 году он работал в американской фирме «Интерторг», импортировавшей промышленное оборудование и потребительские товары. Однажды клиент предложил Игнатьеву подумать над созданием СП по производству спортивной обуви. У директора «Интерторга» были знакомства в Reebok, Максим этим воспользовался, получил описание стандартов качества и … понял, что в России ему разрешат делать разве что шнурки для кроссовок. Тут все могло бы и закончиться. Но будущий бизнесмен рассудил: если не получается производить, почему бы не попробовать продавать? Он подготовил и отправил в штаб-квартиру Reebok обзор московского рынка спорттоваров. «Потом выяснилось, что я это сделал в самый подходящий момент, там как раз думали об экспансии на рынки Восточной Европы», — говорил мне Игнатьев. Ему предложили разработать бизнес-план, и уже в конце 1991 года Максим возглавил компанию «Рибок Россия» — «дочку» Reebok International. Спустя семь лет он стал ее соучредителем. Затем создал сеть клубов «Р-Фитнес», объединившуюся с World Class. После того как Reebok была куплена Adidas, Игнатьев продал свою долю Sport and Fashion Group. Сейчас у него новый бизнес — компания Fashion Galaxy, эксклюзивно продающая в России знаменитые обувные марки UGG и Repetto. А с чего все начиналось?
Разумеется, шанс выпал Игнатьеву не просто так. Он не получил бы предложения об СП, если бы ранее не уговорил шефа заняться помимо нефтехимического оборудования еще и импортными «шмотками». «Удача, как правило, кем-то и чем-то подготовлена», — считает владелец корпорации «Русский стандарт» Рустам Тарико. Удачу мало разглядеть — нужно еще суметь ее ухватить. «Вот плывет к тебе золотая рыбка, а ты не в силах ее поймать или не знаешь языка, на котором она говорит, и все, твоя удача не сработает», — рассуждал в интервью Forbes президент группы Ritzio Олег Бойко. Если же рыбка поймана и дело начато, то каждому, кто хочет преуспеть, он советует создать из своей компании «машинку удачи», которая просеивает появляющиеся идеи и шансы, улавливает подходящие и превращает их в проекты. Поиску и оценке возможностей мы и посвятим следующие колонки.
Автор — редактор Forbes