К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новогодние пробки круглый год

Новогодние пробки круглый год
Через пару лет десятибалльные пробки на улицах Москвы станут нормой. Что делать?

В понедельник 21 декабря Москва увидела «кое-что, и весьма существенное, из своего неизбежного и недалекого будущего».

Даже в идеальных погодных условиях дорожное движение в городе находится в точке неустойчивого баланса между спросом на перевозки и предложением пропускной способности.

Любое сколько-нибудь заметное и сколько-нибудь продолжительное событие нарушает это равновесие, и, соответственно,  город  замирает в многочасовых пробках. В последние годы такими событиями становились: торжественная встреча очередного «варяжского гостя», единовременный выезд москвичей и гостей столицы за подарками к любому большому празднику, пожар на Садовом кольце, три десятка одновременных «жестяных аварий» по случаю гололеда, ну и, разумеется, каждый значительный снегопад.

 

В понедельник событий было сразу несколько: в городе выпало пятнадцать-двадцать миллиметров снега; иногородние автовладельцы рванули в столицу на предновогодний шопинг;  серьезные москвичи, включая читателей Forbesrussia, занялись развозом корпоративных подарков.

В принципе не произошло ничего страшного: спрос увеличился процентов на 10, снегопад сократил пропускную способность улично-дорожной сети примерно на 15-20%. В итоге дефицит предложения составил где-то 25 процентов. Результат — 10-балльные пробки в течение всего дня.

 

Уважаемые господа читатели! Снегопад и предновогодняя автомобильная активность общими усилиями изготовили для нас с вами отличную натурную модель баланса спроса и предложения, который будет наблюдаться в Москве-2012  в сугубо нормальных условиях.

Прирост регулярного спроса нам гарантирован во всех случаях. Замершие было продажи автомобилей начнут восстанавливаться уже весной. Что касается биологического процесса замещения старых пассивных автомобилистов молодыми активными,  то он никогда и не останавливался. Пожилые москвичи пользуются автомобилем разве что для эпизодических дачных поездок, молодежь — каждый божий день и помногу.

Макроскопические характеристики улично-дорожной сети определяются процентом территории, которую город отдает под транспортные нужды, а также показателями связности тех или иных ее фрагментов. Я много раз рассказывал своим читателям и слушателям, что все эти показатели  в Москве — худшие среди всех мегаполисов мира. Между тем их изменение в лучшую сторону требует не только больших денег, но и способности к принятию весьма интеллектуальных решений. Вряд ли всеми этими богатствами город обзаведется уже к 2012 году.

 

Текущие изменения пропускной способности сети определяются, прежде всего,  соотношением числа старых расшитых тромбов и вновь созданных. Наглядный пример расшитых  тромбов — это завершение реконструкции Большого Краснохолмского или Крестовского моста.

Новые тромбы появляются повсюду, где прирост жилых, торговых  и  офисных площадей не сопровождается адекватными транспортными улучшениями в их окрестностях: московские сити-менеджеры и планировщики запросто дают добро на строительство торговых центров в транспортных узлах или же замену старомосковских домиков очередными 30-40-этажными  «билдингами». К такому выводу приводят не только поездки по городу, но и чтение списка «первоочередных объектов капитального строительства» из актуализированного Генплана Москвы на 2025 год.

Поэтому новые тромбы возникают у нас куда как быстрее, чем устраняются старые.  Только в ноябре, к примеру,  были приняты два очередных решения, чреватых возникновением новых тромбов в самом центре города.

Московское правительство дало добро на реконструкцию Пушкинской площади с возведением там подземного центра торговли и досуга на 96 000 квадратных метров. Федеральное правительство, в свою очередь, приняло решение о сносе ЦДХ на Крымском Валу и реализации на этом месте некоего «нового проекта».

В обеих этих точках уже сегодня радикально нарушен баланс между пропускной способностью улично-дорожной сети и спросом на оную. В обоих случаях потенциальному застройщику предоставляется ресурс, которого у города нет вовсе.  Предоставление кому-либо ресурса, которого у города нет, означает (в силу закона Ломоносова — Лавуазье)  одновременный отъем замещающего ресурса у нас с вами. Этот «замещающий ресурс» представляет собой дополнительное время, которое  мы с вами проведем в пробках.

 

Жанр журнальной колонки не позволяет обращаться к математическим моделям и сложным расчетам, так что прошу поверить мне на слово: если долго пилить сук, на котором сидишь, то рано или поздно свалишься.

Натурный эксперимент, проведенный в  понедельник 21 декабря 2009 года, вполне наглядно показал, что до падения с ветки нам с вами осталось совсем немного.

Не берусь судить, насколько этот печальный факт был осознан отцами города, но уже 22 декабря Московская городская дума получила распоряжение мэра Москвы «доработать Генплан без спешки» и немедленно отложила рассмотрение почти уже одобренного документа как раз до 2012 года.

Автор — научный руководитель НИИ транспорта

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+