Автор делового бестселлера «Бизнес — это психология» Марина Мелия сказала мне однажды, что отношения между мужчиной и женщиной зависят в основном от того, насколько совпадают их ценности. С нашего разговора прошло года три или четыре, но чем больше я об этом думаю, тем яснее вижу ее правоту. И верно это не только в отношениях семейных, но также в дружеских и профессиональных. Причем речь не только о ценностях в высоком смысле этого слова, но и о житейских, пустяковых предпочтениях. Чем больше совпадений, тем выше шансы, что люди уживутся.
У меня есть знакомая, с которой у нас категорически не сходятся вкусы в отношении общепита. Она любит белые скатерти и чайные чашки непременно с блюдцами, картинки на стенах и пр. Мне все это безразлично — была бы вкусная еда и непротивные люди вокруг. Ей не по душе, скажем, «Простые вещи», а мне — «Альдебаран», и каждый совместный прием пищи — это компромисс для кого-то из нас. Мы встречаемся нечасто, можно и потерпеть, но, случись такое между супругами, жизнь превратилась бы в сплошную череду компромиссов. А это все равно что носить туфли, которые постоянно натирают. Причем дело не в том, кто хороший, а кто плохой — штука в том, что мы разные, у каждого из нас целый список этических и эстетических предпочтений. Чтобы жить счастливо и действовать эффективно, надо находить людей себе под стать: мазохист счастливо проживет жизнь с садистом, но попадись ему обычный человек, страдать будут оба.
То же верно и для жизни в офисе. Когда коллеги (или начальник!) раздражают, это серьезное испытание для нервной системы. Находясь в замкнутом пространстве, мы волей-неволей воздействуем друг на друга на физиологическом уровне. Если верить гарвардскому профессору Николасу Кристакису и калифорнийскому — Джеймсу Фаулеру (книгу которых Connected мы готовим к изданию на русском языке), люди способны «заражать» друг друга счастьем или тоской, склонностью к полноте или сдержанностью в еде, курением или здоровыми привычками. Это совсем не праздный вопрос: кто находится рядом? Хотим ли мы влияния этого окружения? И что с нами происходит, если изо дня в день приходится подавлять раздражение, вызываемое окружающими.
Неправда, что начальников не выбирают: основная причина уходов людей из компаний — это недовольство руководством. Несколько лет назад меня позвали работать в один журнал. Проект был интересный и сулил рост зарплаты, к тому же обхаживали меня как настоящую звезду, а это льстит любому. Но когда я встретилась с генеральным директором издательского дома, я поняла, что не пойду туда ни за какие коврижки. И дело было не в том, что он показался мне неумным или плохим человеком. Напротив. Но я сразу почувствовала, что мы не уживемся. Этому человеку каждый раз пришлось бы объяснять то, что «свой» понимает с полуслова. Без пространных объяснений «чужак» вставит твои слова в самый неожиданный контекст и интерпретирует их самым удивительным образом. И доказывай потом, что в мыслях у тебя было совсем другое.
Трудно сказать, на каких именно китах и черепахах покоится то самое единство душ. Но обычно мы чувствуем его буквально кожей. Что и как человек говорит, как смотрит и двигается, даже как одевается и какую прическу носит, подсказывает нам строй его личности и помогает сделать первые предположения, свой это или чужак. Либерал вряд ли хорошо поладит с охранителем, у них разные представления о добре и зле; человек, который ценит свободу и ответственность, не будет счастлив в патерналистской системе... Но это самые общие положения, дальше начинаются частности: в чем ты видишь смысл своей работы и как видят его окружающие и начальник, какие поступки считаются нормальными и какие постыдными, как принято вести себя и общаться с коллегами.
Однажды со мной работала очень талантливая девушка, к тому же славный человек, но отношения у нас категорически не заладились. Она, например, упрекала меня в том, что моя сдержанность, которой я, признаюсь, гордилась, — это фальшь. Более того, ей казалось, что без эмоциональных выпадов с моей стороны она не получает необходимых ей «электрических разрядов» и пишет хуже, чем могла бы.
Жизнь невозможна без компромиссов. Главное — чтобы их доля находилась в пределах санитарной нормы. Чтобы чужой устав, которому мы должны следовать ради поддержания мира с окружающими, не посягал на наше право быть самими собой. Люди, с которыми мы хорошо ладим, вовсе не обязательно такие же, как мы, и это нормально, что мы спорим и ссоримся. Важно, чтобы совпадали главные приоритеты. Остальное приложится.
Автор — главный редактор Harvard Business Review — Россия и «Альпина Бизнес Букс»