Что мешает развитию современных телекоммуникаций в России
Внедрение современных технологий связи в России затягивается. Настолько, что завалы приходится вручную разбирать президенту. В чем причина?
Представьте, что вся бумага в стране принадлежит государству. Только 3% бумаги государство пускает на гражданские цели, а остальное отдает чиновникам и военным. Госкомиссия выдает бумагу только тем СМИ, чьи бизнес-планы и редакционная политика ей нравятся. Бумагу можно использовать только для указанной государством цели, ее нельзя подарить или продать. Вопрос нехватки бумаги для чего-то прогрессивного решает лично президент. И все пользователи бумаги в основном этой ситуацией довольны.
Это похоже на антиутопию и все же списано с натуры: так в России распределяют радиочастоты. Если бы кому-то пришлось изобретать систему их распределения с нуля, ему вряд ли пришел в голову нынешний вариант. Зато теперь, будучи созданной, система пользуется поддержкой всех ее участников. Военные и чиновники получают почти всё и ничего за это не платят. Коммерческие компании вместо аукционов получают спектр «по заявке» или на основе «конкурсов красоты», что экономит им деньги и отпугивает конкурентов. Нельзя сказать, что внутри системы нет недовольных, но источники недовольства примерно те же, что при раздаче государством любых других благ: дают долго, не всегда прозрачно и «не тем». Самая крупная претензия в этом списке — «не тем»: гражданские недовольны, что почти все частоты принадлежат военным, в результате внедрение почти каждой новой технологии связи становится политической проблемой.
Однако то, что является достоинством системы с точки зрения компаний, допущенных к распределению частот, и военных, контролирующих львиную долю спектра, противоречит интересам потребителя и налогоплательщика. Бюджет за выдачу права использовать частоты мог бы получать намного больше, чем сейчас, если бы государство по обычной коммерческой логике отдавало их тому, кто больше заплатит.
На первый взгляд этот подход применим только к частным пользователям. Если заставить армию и госучреждения платить за использование спектра, то, кажется, бюджет ничего не выиграет — всё сведется к перекладыванию денег из кармана в карман. На деле, чтобы такое случилось, должны совпасть два маловероятных обстоятельства: во-первых, Минфин должен согласиться увеличить ассигнования армии и госучреждениям на полную стоимость использующихся ими сейчас радиочастот; во-вторых, получатели этих ассигнований (и тот же Минфин) должны решить, что весь прирост ассигнований целесообразнее всего пустить именно на оплату частот. Даже в случае такого совпадения налогоплательщик выиграет — он получит более точные сведения о том, сколько на самом деле тратится на армию и госуправление.
И все же более вероятно, что армии и ведомствам в целях экономии придется освободить часть используемых ими радиочастот. Как результат, бюджет получит дополнительные деньги, а потребители — дополнительные телекоммуникационные услуги, и эти услуги будут появляться быстрее, чем сейчас. А пока передачей спектра от военных сетям мобильной связи третьего и четвертого поколений (3G и 4G) вынужден в ручном режиме заниматься президент. В случае внедрения рыночной системы вопрос с частотами решался бы примерно так же, как с дизельным топливом: военные конкурируют за частоты с частными компаниями, и каждый пользуется тем, что в состоянии оплатить.
Проблема в том, что в России население готово терпеть даже призыв в армию, являющийся не чем иным, как использованием принудительного бесплатного труда. Так что и бесплатное использование частот военными не вызывает серьезного недовольства. Необходимо менять систему, и не только систему распределения частот.