К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Директор будущего

Директор будущего
Каким станет российский СЕО через 20 лет

Портрет CEO, управляющего крупнейшими бизнесами страны, — это фотоснимок состояния экономики и бизнес-сообщества. Я решил описать свойства русского гендиректора после того, как мне в руки попало несколько исследований наших коллег.

Хедхантеры из Odgers Berndtson изучили эволюцию гендиректоров «голубых фишек» Германии, чтобы предсказать, кто возглавит эти компании через 20 лет. По их прогнозам, средний возраст CEO останется прежним (52 года), а вот обладателей диплома юриста сменят экономисты, а также те, кто изучал естественные и технические науки. Если раньше в Германии не жаловали иностранцев, то теперь четверть компаний наняли экспатов. Ярко выраженных «СЕО-инкубаторов» внутри немецких компаний нет. 39% гендиректоров пришли из финансовых департаментов, 35% — из «операций» (управление бизнес-процессами) и 26% — из отделов маркетинга и продаж.

Американский гендиректор похож на европейского. Средний возраст назначения — 50 лет. Если посмотреть на возраст CEO компаний рейтинга Standart & Poors 500, можно четко увидеть промежуток оптимального возраста. Согласно исследованию хедхантинговой компании Spencer Stuart, нашлось только 5% руководителей моложе 47 лет и 1,2% старше 72. В будущем окажутся сильны тенденции найма CEO из числа сотрудников компании, отработавших в ней не один десяток лет.

 

Вдохновившись результатами коллег, мы изучили российские компании, имеющие листинг на Нью-Йоркской и Лондонской (а также AIM) биржах, и 15 просто крупных компаний («Мегафон», «Эльдорадо», «Балтика», «Алроса», «Силовые машины» и др.). Мы отдавали себе отчет, что смотреть на портрет CEO 20-летней давности невозможно, так как собственно бизнеса в 1989 году в СССР не существовало. Также было понятно, что, в отличие от Европы и Америки, треть российских гигантов управляется их владельцами. Типичные CEO компаний-лидеров — это люди с министерским, партийным, комсомольским прошлым или выходцы из производства, «от станка». Тем не менее мы отважились «вылепить» образ будущего российского CEO, основываясь на том, кто сейчас управляет крупными компаниями.

Итак, средний возраст назначения CEO — 41 год. Бывают удивительные случаи, когда, например, гендиректору продуктовой группы вскоре после назначения исполняется 26 лет. Но есть основания полагать, что в дальнейшем средний возраст будет увеличиваться и станет примерно таким же, как в других странах (50-52 года). Почему? Очень просто: в качестве CEO гораздо более востребованы люди, имеющие значительный бизнес-опыт, а дополнительные 10 лет, безусловно, прибавляют опыта и веса.

 

С образованием российских CEO вырисовывается интересная история. Чаще всего у них два высших образования, причем одно химическое, техническое и т. д., а второе — экономическое. Если смотреть только на первое образование, 65% CEO пришли из естественных и технических наук, 30% изучали экономику и лишь 5% — юристы. МВА имеют менее четверти. Предполагаю, что в будущем мы увидим больше CEO с экономическим и юридическим образованием — просто потому, что его качество и доступность в последние годы выросли.

А вот гражданство гендиректоров будущего туманно. В исследованных нами компаниях нашлось два CEO-иностранца: Тони Майер («Вимм-Билль-Данн») и Нил Хокинс («Рольф»). Что будет дальше? Удельный вес экспатов в топ-менеджменте зависит от отношения государства к найму иностранцев и приоритетов в конкретных индустриях. Например, в нефтянке и телекоме очень важна политическая составляющая. Этот фактор повышает шансы российских CEO, но когда рынок будет окончательно поделен, приоритеты могут смениться.

С другой стороны, по логике бизнеса, в сфере FMCG, скорее всего, будет увеличиваться число иностранных директоров, так как европейский рынок ими перенасыщен. Есть много людей с историями успеха, которые хотят повторить их еще раз. Если в Европе место на почти любом рынке приходится выгрызать, то в России с этим проще, а компенсации на 30-50% выше. Прихода CEO-экспатов также можно ждать в фармацевтической отрасли.

 

В чем русский СЕО повторит западных? Скорее всего, в том, что будет иметь опыт работы за рубежом. 20 лет назад в Германии лишь четверть CEO могли похвастаться таким пунктом биографии, а сейчас этот показатель достиг 65%. В России на данный момент мы насчитали 12% CEO с зарубежным опытом. Но с каждым годом все более востребованными становятся топы с международным бэкграундом.

Резюмируя цифры и мысли, можно нарисовать такой портрет CEO 2029 года. Сейчас ему около 30 лет, он работает в сфере финансов, маркетинга или продаж. Он сменит еще два-три места работы и, с вероятностью 30%, индустрию, поработает за рубежом, скорее всего, получит бизнес-образование. Он далек от стереотипа, что если в 40 лет нет своего бизнеса, ты не успешен.

Похоже на вас?

Автор — управляющий партнер Pynes & Moerner/Odgers Berndtson

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+