Секреты управления вышестоящими без риска потерять работу
Моя двадцатилетняя дочь вернулась из колледжа на выходные, и я заметил в ее ежедневнике афоризм: «Не позволяйте, чтобы то, что вы не можете сделать, мешало тому, что вы сделать можете». Я улыбнулся, потому что это моя любимая цитата. С дочерью я этими словами не делился — она нашла афоризм сама, и он показался ей вдохновляющим. Согласен — это рецепт для тех, кто не занимает высоких постов, но хочет проявлять инициативу и в своей скромной должности.
Автор фразы — Джон Вуден, баскетбольный тренер, который за 12 лет 10 раз выиграл с командой UCLA Bruins чемпионат студенческой лиги. Выведенный Вуденом принцип помогал его командам на игровой площадке, но остается полезным и за ее пределами, особенно в трудные времена.
Слишком часто мы испытываем соблазн сдаться, когда сталкиваемся с трудностями. Доводы "против" всегда кажутся сильнее, чем "за". Тем, кто стремится к карьерному росту, кто хочет добиться перемен к лучшему, особенно важно иметь устройчивость к негативу. Для них слова Вудена могут быть и вызовом, и путеводной звездой. Вот три шага к тому, чтобы эти слова начали работать на вас.
Научитесь трезво оценивать ситуацию. Второй президент США Джон Адамс писал, что во время Американской революции лишь треть переселившихся выступала за разрыв с Великобританией. Другие две трети либо оставались верны Королю, либо, как часто бывает, стояли в стороне и ждали, кто победит. Любая инициатива встретит больше протеста, чем поддержки, пока случай или высшее должностое лицо компании не покажет, куда следует двигаться.
Выберите наилучший момент, чтобы убедить начальника. Препятствия могут быть самые разные. Оцените их. Если вы выступаете за перемены, а ваш начальник говорит «нет», можно попробовать переубедить его. Но если это может стоить вам работы, лучше подумать дважды. Возможно, мудрее дождаться, когда сменится начальник или условия как-то иначе изменятся в вашу пользу. В любом случае не думайте, что если коллегам ваша идея не по душе, то она ничего не стоит. Возможно, вышестоящим она понравится. Оцените риск и двигайтесь вперед.
Примите твердое решение и не опаздывайте с его реализацией. Опираясь на все ваши знания и опыт, примите решение и действуйте. Решимость очень важна для управленца. Руководитель, избегающий конкретных шагов, теряет контроль над подчиненными. Запоздалое принятие решений зачастую означает упущенный шанс. Такое поведение говорит о слабости, люди начинают сомневаться в ваших способностях.
Обратите внимание на слово «можете» у Вудена. Оно подразумевает выбор, а не долг. Иногда лучше отступить и не лезть на рожон. Альпинисты знают, на больших высотах риск есть даже тогда, когда все хорошо. А если кончается продовольствие, или кто-то из команды заболевает, или портится погода, подниматься на вершину просто безрассудно. Вы не просто можете отступить, вы должны это сделать. Если заставлять подчиненных преодолевать все препятствия, можно не только устать самому, но измучить их и потерять ценные ресурсы.
Очень часто люди выступают против вашего предложения не потому, что вы не правы или хотите невозможного, а потому, что вы ставите им сложную задачу. Умение находить подход к людям, выражающим протест, очень важно для любого руководителя. Поэтому помните мудрые слова Вудена и старайтесь действовать, а не размышлять о том, чего вы не можете.
Джон Балдони проводит тренинги среди руководителей, написал восемь книг по лидерству, последняя из которых — «Руководи своим боссом. Тонкое искусство управлять вышестоящими» — легла в основу этой колонки. Его веб-сайт: www.johnbaldoni.com.