Хорошему менеджеру нужна та же сноровка, что и инвестору
Здравый смысл подсказывает нам, что покупать стоит в тяжелые времена, а продавать в хорошие. Но на самом деле мы ведем себя совсем наоборот. Мы покупаем в хорошие времена, а продаем в плохие. Почему? Отчасти потому, что нам спокойнее быть вместе со стадом: если все покупают, в этом должен быть смысл. А отчасти потому, что мы думаем: настоящее состояние экономики – хорошее оно или плохое – будет длиться вечно. Очень редко мы прикладываем усилия к тому, чтобы заглянуть за горизонт ближайшего будущего. Но именно это и отличает хороших руководителей: они смотрят в даль и делают то, что следует, а не то, что делают все.
Таким образом, хороший руководитель – это все равно, что хороший инвестор. Он покупает дешево и продает дорого. Инвестор, чтобы получить прибыль, оперирует в мире финансовых инструментов, а руководитель – в области продвижения новых идей.
Обычно новая идея как акции, продаваемые по демпинговым ценам. Возможно, она появилась раньше своего времени или просто времена тяжелые. Но руководитель поддерживает ее и наращивает ее стоимость, пока не наступит время для ее реализации. Он видит в ней нечто совсем не очевидное и стремится создать то, чего в ней еще нет, делая ставку на ее скрытый потенциал. Он берется превратить то, что в настоящем ничего не стоит, в нечто ценное в будущем. Его действия – это ничто иное, как решение покупать дешево и продавать дорого.
Что это значит в такое время, как сейчас?
Покупать дешево значит заглядывать в будущее. Настоящий руководитель работает на будущее, цена которого в настоящий момент кажется невысокой, но вы верите, что она может повыситься. Мудрые руководители видят потенциал до того, как это стало очевидно. Они ищут то, чего пока нет, что пока не было сказано, не было сделано – они выдумывают, как все могло бы или должно быть.
Покупать дешево значит не поддаваться стадному чувству. Джордж Бернард Шоу писал: "Прогресс держится на неблагоразумных людях". Это значит, настоящий руководитель – неблагоразумен.
Благоразумный человек приспосабливается к миру; неблагоразумный пытается приспособить мир к себе. Он производит и поддерживает идеи, которые идут вразрез общественному мнению, покупает дешево, продает дорого, делает совершенно не так, как все, даже когда эти идеи большинству кажутся странными, бесполезными и даже дурацкими.
Руководство – это искусство покупать дешево и продавать дорого. Нет лучшего момента, чтобы вкладываться в идею, чем в тяжелые времена.