К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Теневой парламент России


За что и как бизнесмены платят депутатам Государственной думы

Главное занятие депутатов Госдумы – лоббирование интересов крупного бизнеса. Такой вывод напрашивается по прочтении нашумевшего романа «Околоноля», авторство которого приписывается главному политическому менеджеру Кремля Владиславу Суркову, пожалуй, лучшему в стране знатоку закулисной жизни парламента. Депутаты в романе, например, с удовольствием берут деньги у алкогольных компаний, которые таким образом пытаются не допустить законодательного ограничения своей деятельности.

Сурков это писал или не Сурков, но думское закулисье описано в романе весьма правдиво. Проправительственное большинство в Думе – это не подчиненный единому центру «орден меченосцев», а разношерстная группа лоббистов, имеющих и стимулы, и возможности преследовать свои личные интересы.

Возможностей для заработка в стенах Госдумы и Совета Федерации всего три и связаны они с ключевыми функциями федерального собрания: законодательной, бюджетной и контрольно-политической. Первая функция позволяет влиять на текст федеральных законов, затрагивающих экономические интересы различных групп. Вторая дает возможность перераспределять расходную часть федерального бюджета. С помощью третьей парламентарий-лоббист может способствовать возврату бюджетных долгов, выделению квот на поставку сырья, упрощению взаимодействия с проверяющими (контролирующими) органами.

 

Многолетний опыт наблюдения за палатами федерального парламента однозначно свидетельствует, что большинство законодателей находят те или иные способы возмездного взаимодействии с коммерческими структурами. Российская специфика тут не при чем. Та же практика характерна и для стран с развитой системой общественного контроля и системы политических сдержек-противовесов, правда, там нарушители рискуют быть строго наказанными. В 1980-м году агенты ФБР, выдавая себя за арабских шейхов, предложили взятки ряду законодателей Конгресса США. Семеро народных избранников клюнули на приманку. В конечном итоге все они оказались за решеткой.

В разговорах с вашингтонскими лоббистами, я то и дело припоминаю этот случай и прошу рассказать, как осуществляется теневое влияние на законодателей в их стране сегодня. Как правило, ответ сводится к следующему: за деньги можно купить политическую позицию практически любого парламентария, но, во-первых это очень дорого, во-вторых, это делается не напрямую. Процесс передачи денег осуществляется через аффилированные с законодателем некоммерческие организации, избирательные фонды и оффшорные фирмы. Распространена практика мнимых сделок, когда, например, недвижимость или какой-либо другой актив, связанный с политиком продается по завышенной цене. Коррупционный умысел в подобного рода случаях доказать крайне сложно.

 

Как оплачиваются услуги парламентариев в нашей стране? Передача денег «в чемоданах» вышла из моды, но есть и другие способы отблагодарить политика. По Конституции, «депутаты Государственной Думы не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности», но антикоррупционное законодательство не позволяет действенно реагировать на случаи нарушения этой нормы. Наши наблюдения в данной области свидетельствуют о нескольких типичных способах расчетов с политическими деятелями.

Первый – это поддержка связанных с политиками некоммерческих организаций или фирм с благозвучными названиями. Например, фонд «Депутатский» члена фракции КПРФ в Госдуме Сергея Штогрина получил от компании «Филипп Моррис» в 2007 году $22 500.

Второй способ предполагает осуществление мнимых или притворных сделок. Как иначе можно объяснить, что политические деятели, ни дня не работавшие в предпринимательской среде становятся обладателями крупных пакетов акций. Так, в 2006 году стало известно, что заместитель председателя Государственной думы РФ, член фракции «Единая Россия» Любовь Слиска является соучредителем в крупнейшем промышленном объединении Саратовской области «Трансмаш». Рыночная стоимость 19-ти процентного пакета акций депутата оценивалась тогда в $60 млн.

 

Наконец, у высокопоставленных депутатов, занимавшихся бизнесом до избрания в Думу, есть возможность при определенных условиях выгодно продать свои активы. В 2002 году стало известно, что зампред бюджетного комитета Госдумы Владислав Резник  продал за $10 млн 50,2% акций питерской страховой компании «Русь». Покупателем стала германская страховая группа ERGO. Сумма сделки тогда сильно удивила аналитиков. Евгений Решетин из рейтингового агентства «Эксперт РА», например, прямо говорил о том, что 50% акций компании, занимающей 118-ю строчку в списке российских страховщиков, просто не могут стоить так дорого. Объясняться эта странность могла очень просто: Резник активно способствовал отмене запрета для иностранцев владеть свыше 49% акций российских страховщиков.

Стенограмма заседания Госдумы как пример лоббизма ТЭК

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+