К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
ВТБ

Новый опыт: как бизнес возвращается к жизни после режима самоизоляции

Новый опыт: как бизнес возвращается к жизни после режима самоизоляции
Российские регионы постепенно разрешают бизнесу возобновлять работу, но до возвращения к привычной жизни пока далеко. Согласно опросу McKinsey, 33% руководителей компаний во всем мире считают, что восстановление экономики будет медленным и неровным, а по оценкам Всемирного банка, в конце 2020 года мировая экономика сократится на 5,2%. У каждого предпринимателя своя формула, как выжить после пандемии. Мы поговорили с пятью представителями малого и среднего бизнеса в разных регионах, чтобы узнать о ней.

Сохранять сотрудников

Универсального ключика, как пережить кризис, быть не может, так как каждая компания уникальна, считает Павел Чальцев, финансовый директор Zenden Group, занимающейся производством и торговлей обувью (управляет федеральными сетями Zenden, Thomas Münz и Mascotte). Но он уверен, что фундаментом, способным удержать компанию в период потрясений, для всех без исключения предпринимателей является HR: «Не бойтесь общаться со своими сотрудниками, старайтесь их слышать, уважать их труд, зажигать огонь в их глазах. Когда в компании больше 5000 сотрудников, ты понимаешь, какова их сила и как важно уметь ею управлять, особенно во время непопулярных мер».

Из-за закрытия магазинов доход сотрудников непродовольственной розницы снизился. Компания стремилась быстро адаптироваться к новым условиям — продажи в онлайн выросли в два раза по сравнению с доковидными, до 20% в выручке. На месте закрывающихся магазинов открывали пункты выдачи заказов, чтобы хоть как-то обеспечить выплату зарплат. Это позволило сохранить весь персонал. Помог и кредит, который в июне холдинг получил в Банке ВТБ по государственной программе со ставкой 2% (средства можно потратить на зарплату и бизнес-цели для восстановления деятельности), согласно которой государство погасит 100% задолженности компании перед банком, если она сохранит не менее 90% работников, и 50% задолженности — если не менее 80% работников. Заявки оформляются по упрощенному пакету документов: по словам Чальцева, большинство бумажной работы банк взял на себя.

В период пандемии, когда помощь бизнесу была необходима (у Zenden, например, выручка падала на 95%), государство ее предоставило, а Банк ВТБ смог реализовать ее максимально быстро. «Знаю, что сотрудники банка работали по 10–12 часов в день и в выходные.

Решение о финансировании было принято в пятницу, а в понедельник утром мы уже подписывали кредитное соглашение.

Это очень быстро, — восхищается Чальцев. — Конечно, такая поддержка бесценна». Режим ограничений на работу торговых центров в большинстве регионов, где работает компания, уже снят, и магазины открылись. «Во время случившегося форс-мажора менеджменту холдинга приходилось вручную управлять компанией, например, предлагать глубокие скидки, чтобы обеспечить ликвидность. Теперь важно вернуться от ручного управления к управлению по целям, пересмотреть планы на следующий год. Прежде всего корректировки будут между каналами сбыта — мы будем усиливаться в онлайн», — делится планами Павел Чальцев.

Формировать финансовую подушку

«Мы уже пропустили половину сезона, но надеемся поработать хотя бы три месяца, чтобы сформировать финансовую подушку на случай второй волны коронавируса. Подготовиться к ней сейчас — одна из важнейших задач бизнеса», — говорит генеральный директор волгоградской компании «Парк» Петр Пигалев.

В 2017 году компания «Парк» подписала концессионное соглашение с администрацией Волгограда на реконструкцию Центрального парка культуры и отдыха. Активный сезон обычно начинается с майских праздников и длится до конца октября. Сейчас территория открыта для посетителей, но аттракционы — основной источник денежного потока компании — не работали большую часть лета. «В марте и апреле мы готовились к открытию, и в результате к началу сезона у нас не было денежной подушки, которая позволила бы пережить несколько месяцев локдауна», — говорит Пигалев. В апреле и мае «Парк» поддерживали акционеры, а в июне компания получила кредит на выплату зарплаты в Банке ВТБ.

По словам Пигалева, кредит был получен всего за четыре часа, что позволило продолжить реконструкцию парка и сохранить всех сотрудников, переведя их на новые должности — из операторов аттракционов и кассиров в операторов зеленого хозяйства: они косят траву, поливают растения, пропалывают сорняки, убирают мусор.

Нынешний кризис уже третий для компании. «В 1998 году изменилась вся экономика страны, в 2008 году мы пострадали от волатильности валют, так как основные затраты парка — стоимость аттракционов, лучшие из которых делают в Италии, — в евро. Но сейчас мы совсем лишены выручки. Будет или нет вторая волна коронавируса — подготовиться к ней надо, и это главный урок нынешнего кризиса для любого бизнеса», — уверен Пигалев.

Этот совет, кстати, актуален не только для бизнеса — согласно майскому исследованию Центра стратегических разработок, финансовой подушки безопасности нет у 20% россиян.

Принимать необычные решения

«За три месяца мы получили огромный опыт антикризисного управления. Основной вывод из этого: в нынешней ситуации нельзя действовать по имеющимся шаблонам. До пандемии мы работали в условиях, когда методы решения любых проблем были известны. Сейчас все это просто не работает», — рассказывает Игорь Антропенко, председатель совета директоров гостиницы Ibis Omsk (ОАО «Гостиница «Сибирь»).

В Ibis Omsk 168 номеров. Загрузка на конец марта ожидалась практически стопроцентная. Но 5 апреля в отеле находились всего два гостя, один из которых, итальянец, не смог уехать после закрытия границ. «Самоизоляция стала большим стрессом как для гостей, которые сидели в номере безвылазно, так и для работников, которые не знали, чего ждать дальше, наблюдая за пустым отелем», — вспоминает предприниматель.

Компания обратилась за кредитом на зарплату в ВТБ и субсидией на заработную плату в размере МРОТ в ИФНС. Сотрудничеством с банком бизнесмен доволен. Помощь была своевременной и крайне необходимой: благодаря ей компания смогла полностью выполнить обязательства перед работниками. «Мы не хотели терять тех сотрудников, которые работают у нас много лет и качественно выполняют свою работу», — объясняет важность этой меры поддержки бизнес-сообщества Антропенко. Он особенно подчеркивает клиентоориентированность банка и понимание сложностей, с которыми столкнулись предприниматели.

«Мы предпринимаем все, чтобы вернуться на прежний оборот. В первую очередь это динамическое ценообразование. Второе — правильная работа с гостями», —рассказывает Антропенко. По его мнению, о многих важных ранее нюансах бизнеса сегодня можно забыть — необходимо искать новые, альтернативные пути решений, придумывать что-то нестандартное и именно этим отличаться от других отелей. Например, Ibis Omsk придумал, как в условиях социальной дистанции организовать комфортное питание: оперативно переделали балкон второго этажа в летнюю веранду. «Если вам удастся придумать что-то необычное, клиенты охотно будут к вам обращаться, а бизнес — процветать», — уверен предприниматель.

Заботиться о безопасности клиентов и работников

«Мы одни из первых организовали на предприятии тестирование сотрудников, чтобы не допустить вспышки инфекции и остановки предприятия. Задача сохранить здоровье персонала и пациентов стала для нас приоритетной», — говорит Юрий Медзиновский, гендиректор клинического лечебно-реабилитационного центра «Территория здоровья», врач высшей категории.

«Территория здоровья» — единственный в Алтайском крае и Сибирском федеральном округе (центр находится в Барнауле) частный реабилитационный центр для пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушениями функций периферической нервной системы, спортсменов и тех, кто готовится к операции. С начала пандемии поток пациентов падал. «Мы сильно рисковали, но ни одного сотрудника не сократили и никому не уменьшили зарплату», — говорит Юрий Медзиновский.

Компания начала искать возможность сохранить занятость персонала и одновременно помочь городу.

Одним из решений собственников и коллектива стала помощь медикам города, которые работали в больницах с больными COVID-2019, — в одном из корпусов «Территория здоровья» разместила таких сотрудников и организовала их питание. Компания получила на это госконтракт. По словам Медзиновского, «денег, конечно, на этом не заработали, но и не стояло такой задачи».

Медзиновский рассказывает, что сразу после того как в апреле правительство приняло программу помощи малому и среднему бизнесу, он начал обзванивать банки, чтобы понять, может ли компания рассчитывать на участие в ней. «ВТБ отнесся к нам с большой заинтересованностью, нас буквально за руку сопровождали для получения данной помощи: выясняя условия, помогая оформить заявку, — рассказывает бизнесмен». В итоге компания подала заявку на компенсацию тех расходов, которые несет в новых условиях, и получила кредит на восстановление деятельности по ставке 2% через ВТБ.

«Территория здоровья» — молодая компания, работающая всего год, и три месяца простоя могли привести к серьезным последствиям вплоть до закрытия бизнеса. Финансовая помощь от государства помогла избежать снижения зарплат сотрудникам и увольнений. «Наша стратегия — вкладывать в людей, это основной ресурс. Поэтому на безопасность пациентов и персонала центра мы не жалеем денег. Потеряешь сотрудников и клиентов — и ты обречен», — говорит Медзиновский.

Помогать другим

«Главный вывод из этого кризиса — надо помогать друг другу всеми возможными и невозможными способами. Например, мой партнер продал автомобиль, чтобы выплатить зарплату сотрудникам. У меня временно живет работник, который остался без крыши над головой. С наших арендаторов мы два месяца не брали плату за помещения, а наш арендодатель, в свою очередь, не брал с нас. В общем, если бы история затянулась на три-четыре месяца, а люди не были бы готовы друг друга поддерживать, наши потомки узнавали бы о существовании малого и среднего бизнеса только из старых газет. Из городов он бы просто исчез», — говорит соучредитель петербургского отеля «Винвуд» Эдуард Эмдин.

В марте выручка отеля сократилась на 50%, в апреле и мае — на 100%. Владельцы старались не сокращать персонал, но были вынуждены пойти на снижение уровня оплаты. Были и другие проблемы — кредит, взятый еще до пандемии. От его реструктуризации решили отказаться: по условиям компания могла несколько месяцев платить только проценты, но в последующие месяцев платежи по основному долгу стали бы больше, что в условиях кризиса только ухудшает положение дел.

Однако компания воспользовалась другой мерой поддержки от государства — кредитом на восстановление деятельности со ставкой 2% годовых. «Мы стараемся вернуть зарплаты сотрудников на прежний уровень, а я был знаком с ВТБ по кредитной истории на другой бизнес, поэтому обратился к ним. Банк очень старается нам помочь, — говорит Эмдин. — Команда банка — активные понимающие профессионалы, с ними очень приятно и легко работать».

Постепенно оживает туризм, а значит, и бизнес. По словам предпринимателя, сейчас компании вынуждены жонглировать между сохранением бизнеса, уступками партнерам, работой с государством, выплатой зарплаты, восстановлением деятельности. «Найти правильный баланс — нетривиальная задача, но если компании будут помогать друг другу, слышать и договариваться, а государство — создавать максимально комфортные правила игры, то шанс на быстрое и безболезненное восстановление есть», — уверен он.

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+