Выручка «Нижегородской Фитнес Группы», лидера рынка фитнеса в столице Поволжья, за время самоизоляции упала на 92%. Компании принадлежат все клубы под брендами «ФизКульт» и World Class, работающие в городе. Из-за эпидемиологической ситуации все они закрыты с 26 марта, и неизвестно, когда снова откроются и наполнятся клиентами. «Сейчас продаем абонементы, которые будут активированы после открытия клубов», — говорит Галина Кошкина, финансовый директор группы.
В подобной ситуации оказались миллионы предпринимателей по всей стране — по данным уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, только 10% компаний получают хоть какую-то прибыль, 60% за последние три месяца потеряли более 30% выручки.
Малым и средним компаниям пришлось особенно сложно — подушки безопасности у большинства нет. Выйти из критической ситуации невозможно без господдержки. Правительство направило на помощь пострадавшему от пандемии бизнесу и населению 3,3 трлн рублей. Особенностью поддержки в этот период стало взаимодействие по банковской линии, указывает официальный представитель Минэкономразвития: «Банки активно работают, благодаря им программы поддержки набрали хорошие темпы». Так, один из наиболее активно работающих по всем программам банков, ВТБ, с конца марта одобрил более 27 000 заявок от предпринимателей на 420 млрд рублей.
Облегчить финансовое бремя
По словам управляющего директора по валидации «Эксперт РА» Юрия Беликова, основной запрос бизнеса в текущих условиях — это именно заявки на реструктуризацию кредитов в форме увеличения срока возврата долга, отсрочки платежей по основному долгу и, в наиболее проблемных случаях, платежей по процентам.
На сайте «Мой бизнес» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» (МСП) указаны восемь мер, направленных на сохранение финансовой стабильности компаний. Среди них кредиты на зарплату со ставкой 0%, кредит под 2% на возобновление деятельности, кредитные каникулы, реструктуризация кредитов и другие. В основном помощь доступна, если компания работает в отрасли, наиболее пострадавшей от пандемии по классификации правительства. В перечне 12 видов деятельности, включая авиаперевозки, гостиничный бизнес, общественное питание.
По данным ЦБ, с 20 марта по 30 июня в банки поступило 135 500 заявлений на реструктуризацию от малого и среднего бизнеса. Одобрено почти 73% из тех, что были рассмотрены. Предприниматели получили возможность реструктурировать более 666 млрд рублей задолженности.
Другая востребованная программа «3 по 1/3» предполагает, что до 1 октября 2020 года бизнес будет платить только треть процентов по займам, а остальные две трети оплачивает банк и государство.
Еще одна популярная программа — поддержки занятости «Кредиты на выплату заработной платы». Заемные средства предоставляются на срок до 12 месяцев, со ставкой 0% на первые полгода и 2,5% — на оставшийся период. Срок рассмотрения заявки по кредиту — всего один рабочий день. ВТБ выдает подобные кредиты с 31 марта и является ключевым кредитором по данному проекту. Банк помог более 6500 предпринимателям, одобрив заявки на кредиты на 29 млрд рублей. Поддержка по подписанным соглашениям нацелена более чем на 260 000 сотрудников компаний, пострадавших от коронавируса.
Кроме того, ВТБ проводит реструктуризацию кредитов своим клиентам в рамках собственных программ отсрочки и рефинансирования на срок до 10 лет («Кредит на восстановление бизнеса» — для малого бизнеса и «Бизнес-реструктуризация» — для микропредприятий).
«Нижегородская Фитнес Группа», например, брала кредит в ВТБ в 2017 году. Сейчас по нему действуют кредитные каникулы: по процентам — на 6 месяцев, до октября 2020 года, по основному долгу — на 12 месяцев, до апреля 2021 года. «Мы рады сотрудничать именно с ВТБ: это профессиональная команда, которая вникает во все тонкости бизнеса, понимает сложность текущего финансового положения, предоставляет наиболее комфортные условия, — подчеркивает Кошкина. — Наша сфера попала в список наиболее пострадавших от кризиса, а наша компания — в список системообразующих предприятий». И признается, что без региональных и федеральных субсидий, льготного кредитования даже лидеру местного рынка было бы крайне тяжело.
Новые деньги
Согласно опросу, который ЦБ проводит среди субъектов малого и среднего предпринимательства, с конца марта до середины июня за реструктуризацией в банки обращались 12,1% бизнесменов, а еще 17,7% — за новым кредитом. Благодаря мерам господдержки получить их можно по льготной ставке, а оборотные средства сейчас нужны как никогда всем компаниям.
С 1 июня работает кредитная программа со ставкой 2% (средства можно потратить на бизнес-цели для восстановления деятельности), согласно которой государство погасит 100% задолженности компании перед банком, если она сохранит не менее 90% работников, и 50% задолженности — если не менее 80% работников. Заявки оформляются по упрощенному пакету документов. Как объясняет представитель Минэкономразвития, новую программу под 2% сделали продолжением программы под 0%: «Учли все то, что работает, учли вопросы запуска». Министерство отмечает большой спрос со стороны банков и со стороны предпринимателей.
Банком уже одобрено более 15 000 обращений среднего и малого бизнеса на сумму свыше 73 млрд рублей.
Несмотря на то, что изначально на подобную поддержку планировали направить 250 млрд рублей, Минэкономразвития уже увеличил ее на 100 млрд рублей, а 23 июня президент Владимир Путин предложил добавить еще столько же, поскольку спрос оказался гораздо выше, чем изначально планировало правительство.
«Поддержка оказалась в «десятку»: просто, удобно, а главное, очень своевременно. Это постановление правительства — ровно то, чего не хватало», — говорит Алексей Попцов, заместитель гендиректора по экономике и финансам кировской «МЦ5 Групп», которая получила кредит со ставкой 2% в ВТБ. В штате производственно-торгового мебельного холдинга, работающего с 1999 года, около 1000 сотрудников. В апреле из-за закрытия торговых центров и мебельных салонов выручка оказалась на 60–70% меньше обычной для этого месяца, в мае — на 50–60%. А 1 июня холдинг получил кредит.
По словам Попцова, новый кредит обсудили, оформили и получили всего за три дня, тогда как обычно на кредитную заявку уходит в среднем полтора-два месяца. Он объясняет, что процедура была сильно упрощена, а объем сопроводительной документации сокращен.
Еще один плюс этого кредита в том, что получить его можно было, даже если компания относится к пострадавшим отраслям не по основному коду ОКВЭД, а по дополнительному. Так было, например, в случае компании «Тима» из Казани, которая работает под брендом «Первый шаг» и занимается социальной реабилитацией детей-инвалидов. В сфере медицины правительство поддержало только стоматологические клиники. Но к пострадавшим от пандемии отраслям «Тима» относится по своему второму профилю, физкультурно-оздоровительному Учредитель и директор компании Елена Нургалиева рассказывает, что в конце мая компания получила в ВТБ зарплатный кредит со ставкой 0%, а в начале июня менеджер банка сама позвонила с предложением перейти на новую программу с более выгодными условиями. «Если бы ВТБ не рассказал нам о такой возможности, мы бы не получили эту помощь», — отмечает Нургалиева.
Более двух месяцев «Тима» не могла оказывать услуги, и, как следствие, возникли сложности с выплатой зарплат и оплатой текущих расходов. «Да, нам пошли навстречу поставщики и арендодатели, отсрочив платежи, но основная расходная часть бюджета — оплата труда сотрудников, — рассказывает Нургалиева. — Нам нужно было просто переждать эти несколько месяцев». Полученный кредит как раз и помог компании сделать это без серьезных потерь. Сейчас спрос на их услуги начал восстанавливаться.
Идти навстречу
Состояние потребительского спроса — один из важнейших пунктов в оценке перспектив этого года. По данным Росстата, оборот розничной торговли в России в мае 2020 года упал на 19,2% в сопоставимых ценах по сравнению с маем прошлого года. За пять месяцев падение составило 6,1% в годовом выражении.
«После открытия клубов мы прогнозируем падение выручки не менее чем на 30% в последующие 12 месяцев, потому что из-за снижения покупательной способности населения изменится конъюнктура рынка», — говорит Кошкина. Из-за этого кредитный портфель компании, который был сформирован еще до пандемии, станет тяжелым бременем, важно, чтобы государство рассмотрело возможность рефинансировать хотя бы часть кредита за счет государственных субсидий, как это практикуется в сельскохозяйственной сфере, считает она.
Главное, чтобы помощь была основана на адекватности ситуации, рассуждает Попцов из «МЦ5 Групп»: «Если компания по сути остается без выручки, важнее всего не допустить кассовых разрывов, а значит, максимально сдвинуть или проиндексировать все обязательные платежи, налоги, банковские проценты и кредитные платежи».
Клиентоориентированность банка, с которым работаешь, очень важна в текущих экономических условиях, говорит Ефим Кац, президент саратовской мебельной компании «Мария». Он подчеркивает, что ситуация, с которой столкнулся бизнес в пандемию, беспрецедентна, хотя за 20 лет он и его команда сталкивались с разными кризисами. Производство на его фабрике было приостановлено, более 500 студий в 165 городах России и СНГ были закрыты. В апреле 2020 года количество контрактов упало на 40% по сравнению с апрелем 2019 года.
Фабрика «Мария» после недели простоя была признана системообразующим предприятием Саратовской области и получила разрешение возобновить работу при соблюдении всех необходимых санитарно-эпидемиологических мероприятий. На практике это вылилось в перестройку многих бизнес-процессов: даже соблюдение дистанции между сотрудниками в 1,5 метра на любом производстве — непростая задача. По словам Каца, субсидированные кредиты на пополнение оборотных средств и поддержку занятости помогли выжить в сложное время: «Заемные средства, которые мы, как системообразующая организация России, получили на льготных условиях, позволят нам перестроить бизнес-процессы и наладить эффективную работу в новых условиях».
«Радует, что наши партнеры, например ВТБ, учитывая сложное время, пошли нам навстречу и предоставили рассрочку на выплату процентов и основного долга по существующему кредитному портфелю. Это ощутимая помощь для нашей компании», — добавляет Кац.
Исполнительный директор компании «АРОСА» Дмитрий Комиссаров признается, что как топ-менеджера и совладельца среднего бизнеса его удивил профессионализм сотрудников клиентского отдела большого банка (компания также работает с ВТБ). «Мы говорим на одном языке, они разбираются во всех тонкостях бизнеса, но при этом все ключевые менеджеры доступны для коммуникации: не было случая, чтобы мне не отвечали или медленно реагировали на запросы», — добавляет он.
«АРОСА» занимается поставками продуктов питания для ресторанов, гостиниц и розничных магазинов. Специфика бизнеса предполагает наличие необходимого объема оборотных средств: складской запас продуктов по ассортименту и объему должен удовлетворять все запросы тысяч клиентов в России и СНГ, при этом традиционно «АРОСА» дает отсрочку платежа за поставленный товар. Во время действия ограничительных мер большинство клиентов компании вынуждены приостановить или существенно сократить бизнес и начали обращаться к поставщику с просьбами об увеличении отсрочки за поставленный им товар. Дебиторская задолженность резко выросла. «В апреле наша выручка упала на 70%. Срок оборачиваемости рабочего капитала существенно увеличился», — перечисляет вызовы Комиссаров.
Компания столкнулась с необходимостью увеличить сроки оборачиваемости траншей кредита ВТБ (он был взят еще два года назад). «Мы обратились в банк, аргументированно донесли свою просьбу и получили решение об увеличении сроков траншей на шесть месяцев, до одного года», — рассказывает он. Рассмотрение заявки — от первого запроса до подписания документов — прошло достаточно быстро. При этом обмен всеми документами (их количество резко сократилось) происходил в режиме онлайн, очно подписывается только сам договор. «Банк действительно стал помощником бизнеса», — говорит Комиссаров.