Valartis — международная группа, специализирующаяся на управлении проектами в сфере недвижимости, а также на инвестициях и предоставлении консультационных услуг в сфере корпоративного и структурного финансирования. Это один из первых западных игроков, решившихся прийти в Россию, компания работает здесь уже 25 лет. О том, как пандемия повлияла на российский и европейские рынки, чем отличается ситуация от прошлых экономических кризисов и каким трендам надо следовать в премиальном сегменте недвижимости, мы поговорили с Мединой Дитц, управляющим директором группы Valartis в России и СНГ.
— Последний год весь мир провел в условиях изоляции. Как эта ситуация повлияла на рынок, на вашу работу?
— Премиальный сегмент менее других пострадал в ходе пандемии. Основной пул наших арендаторов составляют крупные международные и российские компании, а они устойчивее малого и среднего бизнеса. Большинство компаний не готовы уходить от формата традиционных офисов, хотя и пошли на сокращение штата и частичный переход на удаленную работу. Не надо забывать, что большинство квартир сотрудников плохо приспособлено к постоянной работе из дома, а эффективность личных контактов в рамках конкретной организации существенно выше любой виртуальной платформы.
Для нас сохранение добрых партнерских отношений с арендаторами — приоритетная задача, поэтому мы, безусловно, пошли на уступки, чтобы сохранить арендаторов. Например, где-то потребовалось снижение арендных ставок или отсрочка платежей.
— Какие сегменты пострадали больше других?
— Больше всего пострадали торговая недвижимость и отели, которым приходилось временно приостанавливать работу. Рынок офисной недвижимости тоже несколько просел. Согласно отчетам C&W, доля свободных площадей по итогам I квартала составляет 11,8% и по прогнозам экспертов к концу года вырастет до 12–12,5%. Перед пандемией вакантных мест было 10,2%.
— Как отличается ситуация в России и на европейских рынках? Есть ли принципиальная разница между сегодняшней ситуацией и прошлыми кризисами, которые рынок недвижимости проходил?
— Конечно, пандемия серьезно повлияла на рынок недвижимости и в России, и в Европе — спрос снизился везде, хотя, повторюсь, на рынке премиальной недвижимости это сказалось меньше. Однако в России ситуация сейчас заметно лучше, чем в Европе: рынок быстро наверстал упущенное, и последние месяцы в некоторых сегментах наблюдается тенденция к росту.
В Европе, где было несколько локдаунов, ситуация в целом несколько сложнее. Однако в премиальном сегменте спрос вырос во многих локациях. Здесь многое зависит от поведения правительства в период пандемии, поэтому в разных странах ситуация отличается.
— Отличается ли ситуация от предыдущих кризисов? И что важно для сохранения позиций на рынке?
— Мы на рынке с 1990-х годов и прошли в России уже несколько кризисов. Поэтому с уверенностью можем сказать, что в такие периоды всегда важно сохранять гибкость: пересматривать условия аренды, в чем-то идти на уступки. Именно такой подход помогает выстроить многолетние партнерские отношения, которые сохраняются даже в период кризисов. Основа нашей бизнес-модели — это долгосрочные отношения как с нашими клиентами, арендаторами, так и с нашими инвесторами, которые получают бескомпромиссно качественную услугу по управлению активами вне зависимости от рыночного цикла.
Это связано в том числе с политикой ЦБ РФ: ключевая ставка достигла исторического минимума, что позволило многим удержаться на плаву.
— Как изменился за последний год подход к управлению недвижимостью? Можете ли вы выделить какие-то новые тренды, которые скоро могут стать повсеместными?
— Глобальный тренд, который мы наблюдаем во всех странах, — оптимизация площадей. Этот процесс начался давно, но пандемия значительно его ускорила. Активно развиваются новые модели офисов. Например, организация так называемого agile office — гибкого рабочего пространства, где рабочие места не закреплены за конкретными людьми, — позволяет экономить порядка 20% пространства, что очень выгодно, особенно в условиях дистанционной работы.
Мы рассматриваем возможность внедрения новых форматов, отвечающих изменившимся запросам арендаторов. Возможно, это будет agile office, который даст возможность расположиться в нем компании с самыми разными современными требованиями. Такой проект мы поручим самым молодым архитекторам, возможно, даже студентам, которые как никто понимают, что нужно сегодня для максимальной творческой отдачи в работе.
Однако не всем удобно работать в открытом офисе, в котором одновременно работают несколько сотрудников. Кроме того, здесь, как и в коворкинге, сложнее обеспечить информационную безопасность. Поэтому такой формат подходит далеко не всем компаниям.
Рассматривается и вариант коротких договоров аренды для новых арендаторов. Таким образом, проектную команду после окончания проекта или закрытия сделки можно будет расформировать и прекратить договор аренды.
Если говорить об офисной недвижимости в целом — все больше компаний начинают сдавать свои помещения в субаренду. Рост этого рынка составляет порядка 55%. Однако арендаторы эксклюзивной недвижимости редко так поступают, предпочитая сокращать площади, если в них отпадает необходимость. Офисная недвижимость высокого класса продолжает пользоваться большим спросом и оставаться интересным полем для инвесторов.
— Ваша компания специализируется на управлении эксклюзивной недвижимостью в разных сегментах, при этом вы представлены на российском рынке практически с его зарождения. Как, на ваш взгляд, изменились стандарты и запросы покупателей? Отличаются ли сегодняшние запросы клиентов и их представления об эксклюзивном уровне управления от ситуации двадцатилетней давности?
— Говоря о нашем портфеле, конечно, разница есть — за 25 лет поменялся ритм жизни, появилось множество новых технологий, и нам необходимо соответствовать времени. Мы регулярно вкладываем в инфраструктуру зданий, модернизируем инженерные системы, системы обеспечения безопасности и т. д. — все, что может сказаться на комфорте арендаторов и их клиентов. Однако сам подход остается неизменным — высокое качество объектов и клиентоориентированность, способность оперативно реагировать на новые потребности наших клиентов.
— Изменился ли подход клиентов в сфере консалтинга, инвестиций?
— С одной стороны, мир стремительно меняется, трансформируются потребности потребителей, в том числе и в сфере недвижимости. С другой стороны, мы четверть века занимаемся управлением активами именно как инвестиционным инструментом.
Помимо доходности сообразно уровню риска, инвестор ищет качественную, прозрачную и профессиональную инвестиционную экспертизу. Это именно то, чем занимается наш офис на протяжении столь длительного периода времени на разных рынках, успешно пройдя целый ряд весьма существенных турбулентных периодов. В свою очередь, именно эта комбинация глубокой отраслевой экспертизы и высочайшего уровня культуры инвестирования позволяет нам работать с нашими клиентами на протяжении многих лет, а также привлекает новых желающих инвестировать в недвижимость.
— Как строится диалог с клиентами при управлении объектами высокого класса? Должен ли управляющий выполнять все их запросы или, наоборот, неукоснительно вводить высокие стандарты, преодолевая возможную косность клиентов, быть, скорее, культуртрегером?
— Когда речь идет об управлении эксклюзивной недвижимостью, важен индивидуальный подход к клиенту. Это касается не только непосредственно условий сделки, мы внимательно относимся к подбору арендаторов, понимая, что нашим клиентам важно, кто их соседи по офису.
Если говорить об эксклюзивной жилой недвижимости, клубных домах, здесь мы так же серьезно относимся к личности покупателя, чтобы уберечь жителей дома от неприятных ситуаций в дальнейшем.
— Существует ли разница, обусловленная национальными особенностями, между разными рынками?
— Отличия, безусловно, есть. И всегда были. Например, ожидания от аренды в России всегда были намного более агрессивными, чем в Европе, что, правда, начинает меняться в сторону понижения ставок доходности в России. Мы, в частности, всегда сталкиваемся с валютными рисками, которые как класс отсутствуют в той же Женеве. Ну и наш любимый тип клиентов — мировые международные бренды, к сожалению, становятся все большей редкостью на нашем рынке из-за геополитической неопределенности и сегодняшней эпидемиологической ситуации. С такими проблемами наши европейские офисы не сталкиваются.
— ESG-факторы последние годы становились все более значимыми для бизнеса и для инвесторов. Сохранили ли компании этот подход сегодня или сейчас все заслонила необходимость выживания и снижения издержек?
— Зеленые технологии и экологически чистые материалы — долгосрочный тренд. Сейчас во многих странах установлены обязательные стандарты, которые компании в любом случае вынуждены соблюдать. В России пока обязательных стандартов нет, но сертификация зданий по экологическому стандарту становится конкурентным преимуществом. Здесь многое зависит от отношения клиентов к этому вопросу, особенно, если речь идет об эксклюзивной недвижимости.