К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
P&G

Взаимное развитие: когда инклюзивность не становится обременением для бизнеса

Getty images
Getty images
Прокачка навыков и планирование карьеры — как работает созданный в Procter & Gamble проект по адаптации и трудоустройству молодых людей с инвалидностью.

Законом установлена определенная квота для приема на работу людей с инвалидностью в зависимости от среднесписочной численности сотрудников компании. Однако далеко не каждый работодатель готов охотно принять такого соискателя. «Если в анкете указана группа инвалидности, многие работодатели будут сомневаться, рассматривать ли данного кандидата, независимо от его квалификации, — констатирует Оксана Чучункова, специалист по трудоустройству людей с инвалидностью РООИ «Перспектива». — А уж если это молодой человек без опыта, то в большинстве отраслей шансов у него фактически нет».

Именно для выпускников учебных заведений с инвалидностью без релевантного опыта работы или не имеющих стажа вообще компания P&G разработала проект по адаптации и трудоустройству REACH, в рамках которого людей с инвалидностью привлекают к проектной работе, предоставляя возможность раскрыть свой потенциал и почувствовать уверенность в начале карьеры.

Этот проект реализуется в 12 офисах P&G по всему миру. В московском офисе проект стартовал в 2017 году. Его выпускниками уже стали более 40 человек, а сегодня в проекте участвуют 11 юношей и девушек.

Разноплановый опыт

«В детстве и юности я часто лежала в больнице, а потом восстанавливалась дома после операций, пропуская занятия, — рассказывает Софья Ш., выпускница REACH 2020 года. — Но в последние годы мои ограничения связаны только с физической нагрузкой: я не могу носить тяжести, не могу долго ходить. А любая офисная работа мне по силам».

Софья всегда любила самостоятельность: во время учебы на филфаке Тверского университета рисовала на заказ открытки, картины и даже курсовые работы для студентов художественного колледжа. И после переезда в Москву в поисках штатной работы подала заявку в проект REACH, о котором услышала от подруги. Она признается, что всерьез не рассчитывала на место в такой крупной организации, как P&G.

«Требования к кандидатам здесь высокие, — отмечает со своей стороны Оксана Чучункова из «Перспективы». — Это не только высшее образование и знание английского. По нашему опыту, отбор проходят те, кто готов учиться и развиваться. Успешных кандидатов ждет отличная школа, причем с оформлением трудового договора и рыночной зарплатой». Все участники REACH проходят два собеседования: сначала с куратором проекта от партнера P&G — компании по управлению персоналом Adecco Russia. И уже потом с представителями P&G. Проект REACH длится до 18 месяцев, и участники с первого дня погружены в рабочий процесс. «Это не стажеры со своими особыми задачами, не имеющими отношения к бизнесу, — объясняет куратор проекта из Adecco Russia Ирина Анисимова. — У каждого есть индивидуальный план, задачи на проект, в который его взяли, и менеджер, который помогает развиваться и совершенствовать навыки в процессе работы».

Софью Ш. взяли ассистентом в отдел маркетинга редактировать и писать тексты. «Но я не удержалась и начала еще рисовать картинки для внутренних рассылок, — рассказывает она. — Мы поговорили с моим менеджером и решили, что мне нужен разноплановый опыт с творческой реализацией. У меня был круг обязанностей, но если я понимала, что готова участвовать в параллельных проектах, то бралась и за них». За полтора года девушка попробовала многое: организовывала коммуникацию с дизайнерами и другими подрядчиками, ассистировала, а потом сама проводила акции для увеличения продаж в сетевых магазинах и на маркетплейсах, параллельно осваивая видеомонтаж и разработку дизайна стоек, и даже участвовала вместе с зарубежными коллегами в фокус-группах новых продуктов. Главной гордостью своей работы в P&G она называет школьную программу о месячных. «Довольно сложная задача — сделать разговор о месячных не стыдным даже для девочек, — поясняет Софья. — А мы еще разработали рекомендации, как говорить об этом с мальчиками».

Некоторые участники проекта параллельно работают в разных отделах, как, например, Людмила Лобова. «Как сотрудник HR-отдела я провожу тренинги по корпоративным правилам для новых сотрудников, — рассказывает Людмила. — А как сотрудник отдела маркетинга я общаюсь с потребителями на разных площадках e-commerce по нескольким брендам. Мне повезло, что куратор и коллеги в каждом отделе находятся на связи со мной 24/7, так что сложностей не было с самого начала». В проекте REACH она начинала с коммуникаций с покупателями в тот момент, когда объем вопросов и комментариев на платформах интернет-магазинов резко увеличился. Необходимо было с ходу изучить как корпоративные политики, так и всю информацию о товарах, их использовании, составе, безопасности. «Это казалось практически невозможным, — вспоминает Галина Петренко, руководитель службы потребителей P&G в Восточной Европе и Средней Азии. — Но благодаря своему трудолюбию, умению анализировать и сопоставлять информацию из различных источников, а также умению построить отношения с сотрудниками других отделов Люда через некоторое время смогла перейти к самостоятельной работе».

Софья Ш. сравнивает проект REACH с обучением плаванию: тебя окунают в водоворот задач и помогают выплыть. «Это нереальный опыт, особенно для заинтересованного человека, — говорит она. — Наверное, не все могут справиться, зато это фундамент всей дальнейшей карьеры. Ты не просто получаешь навыки в процессе, что само по себе увлекательно. Ты обсуждаешь траекторию своего движения с куратором и менеджером, учишься подходить к карьере осмысленно. Я, например, поняла, что хочу развиваться в маркетинге, и по окончании программы легко нашла работу в маркетинговом отделе известного производителя».

В этом и заключается главный смысл REACH — дать возможность молодым людям с инвалидностью освоить новые навыки и развить имеющиеся, обрести уверенность в себе и определиться с карьерными планами. То есть понять, какая сфера деятельности нравится и куда ты можешь и хочешь двигаться дальше.

Условия для каждого

Каким образом в проекте учитываются ограничения по здоровью? Еще на первом собеседовании куратор спрашивает о необходимых специальных условиях работы и думает, как их создать. Софье, например, выдали самый легкий ноутбук. Некоторым молодым людям с проблемами опорно-двигательного аппарата тяжело пять дней в неделю ездить в офис — тогда компания обеспечивает их двумя ноутбуками, чтобы можно было работать и дома. Слабовидящим, бывает, требуется отдых от компьютера каждые час-два — об этом всегда предупреждают руководителя. Общение со слабослышащими настраивают в рабочих чатах. Кроме того, компания разработала систему СМС-информирования, а также закупила специальные вибрирующие браслеты для оперативного информирования слабослышащих сотрудников в случае чрезвычайных ситуаций в офисе.

«Мы даже проводили для сотрудников P&G занятия по русскому жестовому языку, — говорит Ирина Анисимова.— Но для работы оказалось достаточно письменного общения, к тому же многие слабослышащие отлично читают по губам». Польза обнаружилась в другом. По словам Галины Петренко, это был ценный эмоциональный опыт, знакомство с иным образом жизни, возможность установить искренние отношения с новыми сотрудниками: «У нас то и дело на тренингах возникал соблазн объясниться не на жестовом языке, а просто жестами, что создавало очень комичные ситуации, а смех, как известно, очень сближает».

Обычно никаких особенных трат на организацию рабочего места для человека с инвалидностью не требуется, показывает опрос РООИ «Перспектива». «Все современные офисные центры приспособлены в том числе для людей, передвигающихся на коляске, — отмечает Оксана Чучункова. — Максимум, который может потребоваться от работодателя, — перевесить пониже полку, выдать удобное кресло и стол».

В первые дни куратор REACH сопровождает новичка практически везде, знакомит с коллегами и другими сотрудникамии при необходимости помогает им в коммуникациях с участниками проекта. «Меня, например, спрашивали, корректно ли в общении со слабослышащим употреблять слово «слушай», а в общении со слабовидящими «смотри», — вспоминает Ирина Анисимова. — Часть сотрудников прошла иммерсивные тренинги, чтобы понять, что чувствуют в некоторых ситуациях люди, имеющие сложности в связи с особенностями здоровья».

Когда новичок адаптируется, куратор проводит оценку его карьеры вместе с наставником-менеджером, что позволяет наиболее эффективно достичь целей проекта. И в любой момент готов откликнуться на любую потребность своего подопечного: приободрить перед дедлайном или проконсультировать по правилам деловой коммуникации. «Куратор поддерживает и каждого участника, и сообщество REACH в целом, — говорит Анастасия Горбачева, выпускница 2020 года, сейчас постоянная сотрудница P&G. — Мы вместе занимались английским языком, много общались, помогали друг другу. И я сохраняю связи со всеми бывшими участниками проекта».

Горизонты возможностей

Новый гуманитарный тренд в России постепенно набирает силу: проекты стажировки и трудоустройства молодых людей с инвалидностью появляются не только в международных компаниях, но и в российских — как крупных, так и средних. Где-то это двухмесячная стажировка или обычное трудоустройство без кураторской поддержки. А где-то глубокая экспертиза профессионала с инвалидностью просто незаменима, например в разработке и апгрейде банковских приложений для слабовидящих.

По мнению Софьи Ш., для качественного трудоустройства человека с инвалидностью требуются не особые условия, а человеческое отношение к сотрудникам. «После REACH я попала в компанию, где работала на четвертом этаже, а лифт регулярно ломался и долго не чинился, — рассказывает она. — Договориться работать на первом этаже или из дома было невозможно: начальник обещал урезать зарплату. Следующую работу я нашла, учитывая корпоративную культуру компании».

«Еще пять лет назад мне, как специалисту по трудоустройству, сложно было удовлетворить запросы нашей молодежи, — сравнивает Оксана Чучункова из «Перспективы». — Предложения были, но в узких областях, часто не требующих квалификации. А сегодня достаточно предложений в маркетинге, HR, IT, финансовой и других сферах. Некоторые опасаются брать людей с инвалидностью из-за льготных условий, например сокращенной рабочей недели и дополнительного неоплачиваемого отпуска. Но наши ребята хотят зарабатывать, хотят карьерного роста. Обычно они стремятся трудиться на равне с остальными сотрудниками».

Для участников REACH открыты все отделы P&G — от отдела логистики до отдела маркетинга. Когда появляется возможность взять сотрудника на проектную работу, менеджер сообщает куратору, и специалист ищет кандидата на профильных сайтах, в общественных организациях и центрах занятости.

При этом проект не преследует только корпоративные цели: у REACH нет задачи вырастить сотрудников исключительно для P&G. Важно предоставить возможность получить специальные знания и навыки, почувствовать уверенность в своих силах и стать многофункциональным специалистом по завершении проекта. Если в P&G есть свободная вакансия — можно подать заявку и стать соискателем на общих основаниях.

«У меня финансовое образование, но я хотела попробовать себя в HR и полтора года работала в этой сфере, — рассказывает Анастасия Горбачева. — Поняла, что, несмотря на стеснительность, мне нравится работать с людьми и у меня это хорошо получается. По окончании проекта я увидела вакансию в отделе продаж P&G и решила попробовать свои силы, несмотря на то что работа отличалась от того, чем я занималась в HR-отделе».

По словам Ирины Анисимовой из Adecco Russia, менеджеры разных отделов P&G очень ценят проект: его участники приносят в работу новый взгляд на устоявшиеся процессы и новые идеи. В самой компании считают, что коллектив должен быть таким же разнообразным, как и люди, которые пользуются продукцией ее брендов. Это позволяет лучше понимать потребителей, их запросы и желания. Получается эффект синергии, взаимное развитие. «Ребят из проекта REACH отличает упорство, внутренняя готовность преодолевать трудности, умение четко определить, что для этого необходимо, а также стремление к самостоятельности, — перечисляет Галина Петренко. — То есть те качества, которые являются залогом успешных результатов везде и всегда».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+