Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»
— До пандемии Вы говорили, что рынок российской анимации ежегодно растет на 20%. Изменились ли его темпы роста, как сейчас оценивается его объем?
— Конечно, ограничительные меры, связанные с пандемией, повлияли на нашу отрасль, однако анимации в этих условиях «повезло» гораздо больше, чем кино, поскольку большинство видов работ здесь можно производить удаленно. Поэтому, например, у «Союзмультфильма» все запланированные эпизоды сериальных проектов вышли на экраны в 2020 году согласно плану, параллельно с этим продолжилась работа над полнометражными и короткометражными картинами. С другой стороны, естественно, в структуру прибыли компании были внесены коррективы: при общем снижении поступления средств от продажи лицензий вместе с ростом онлайн-видеосервисов увеличились доходы от реализации медиаправ, что позволило нам покрыть выпадающие расходы.
В целом российский рынок анимации пока еще не так велик: его объем, по данным на 2019 год, составлял порядка 13 млрд рублей, и в 2020 году он остался примерно на том же уровне, что немаловажно с учетом последствий пандемии. Однако при этом отечественная анимационная отрасль продолжает демонстрировать бурный рост, увеличиваясь в процентном соотношении гораздо стремительней, чем рынки Европы или даже США. Знаковым моментом был приход в индустрию крупнейших инвесторов, таких как, например, компания «Сбер», которая заключила стратегическое соглашение с киностудией «Союзмультфильм». Это значит, что бизнес увидел в отрасли широкие возможности и перспективы. Согласно экспертным прогнозам, в ближайшие годы Россия должна войти в десятку мировых анимационных держав.
— По Вашим расчетам, в каких направлениях российская индустрия анимации будет двигаться ближайшие два года? Насколько важно кросс-индустриальное развитие для этой сферы?
— Появление и бурное развитие в последние годы digital-среды, онлайн- и офлайн-технологий дополненной реальности органическим образом спровоцировало слияние различных индустрий. При этом на разных этапах своего развития каждая их них может катализировать развитие другой. Яркий пример — взаимодействие анимационной отрасли и индустрии компьютерных игр, которые становятся все более сложными с точки зрения визуального языка и степени проработанности внутренних вселенных. Порой качественно сделанная компьютерная игра может быть сравнима с художественным произведением. В то же время технологии, которые наработала индустрия игр, находят свое применение при производстве анимации. Так, например, на «Союзмультфильме» при создании мультсериала «Тайны медовой долины» применяется движок, разработанный для компьютерных игр.
Медиатехнологии приходят сейчас во многие сферы искусства, а также в образование, индустрию развлечений. Этот процесс формирует различные гибридные форматы, однако какие конкретно из этих трендов зададут вектор развития в ближайшие годы, определить пока сложно. При этом с уверенностью можно сказать, что анимация сегодня — это не только часть культурной сферы: ее элементы становятся частью нашей повседневности, актуального языка коммуникации. Она действительно востребована многими индустриями, поскольку с помощью языка образов можно гораздо быстрее и точнее передавать информацию. Я думаю, в ближайшие годы нас ждет множество экспериментальных форматов, и мы на «Союзмультфильме» открыты для коллабораций и новых проектов. Наша команда готова не только следовать трендам, но и задавать их.
— На чем зарабатывают российские анимационные студии? Продажа лицензий, телеправа, доходы от стриминга и так далее — что является главной статьей дохода?
— Традиционно основную часть дохода составляет реализация лицензий на анимационные фильмы и персонажей. Вместе с тем бурный рост видеосервисов в последние годы спровоцировал увеличение доходов от реализации медиаправ. Одновременно с этим крупные медиахолдинги заинтересованы в создании собственного контента, который все более персонализируется под конкретные целевые группы. Поэтому многие компании сейчас активно вкладывают средства в производство уникальных медиапродуктов: уже сегодня у каждого нашего сериального проекта есть свой инвестор.
— На международном форуме IPQuorum 2021: Tech for Content*, который пройдет при поддержке «Союзмультфильма» 26–27 апреля, представители креативного рынка, государственных структур и бизнеса обсудят новые технологии для создания, дистрибуции и монетизации контента. Какие из этих тем наиболее актуальны для российской индустрии анимации?
— Мне кажется важным в ходе Форума оценить текущее состояние рынка и возможные направления его движения в ближайшие годы. Создание сложных медиаформатов, очевидно, потребует совершенно новых механизмов закрепления их правового статуса и охраны интеллектуальной собственности. Это крайне важно для креативных индустрий, которые до сих пор несут значительный урон от пиратской деятельности. Именно эти механизмы позволят в перспективе обнаружить и новые инструменты монетизации и дистрибуции.
* Возрастное ограничение 16+