Рост числа онлайн-обучающихся
Во время карантина бесплатный доступ к своим онлайн-ресурсам открыли крупнейшие университеты мира, музеи, библиотеки, образовательные платформы и порталы. А многие люди, оказавшись в самоизоляции, активно занялись саморазвитием — оказалось, что даже технике ловли рыбы можно обучаться онлайн.
Тренд развивался и ранее: согласно совместному исследованию НИУ ВШЭ, ФРИИ, «Нетологии» и Skyeng, рынок российского онлайн-образования к 2021 году должен был достигнуть 53,3 млрд рублей. Пандемия дала ему резкий толчок — российские EdTech-проекты отметили увеличение трафика в 2–6 раз в сравнении с докарантинным уровнем.
Иван Засурский, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Digital IP, отмечает, что у сервиса массового онлайн-образования Coursera в России уже 2 млн пользователей — это больше, чем количество выпускников российских вузов. «Образования в виртуальном пространстве будет происходить больше, чем в стенах университетов, только дипломы о высшем образовании там давать не будут», — отмечает Иван Засурский.
Неслучайно интеграцией онлайн-курсов в программу обучения многие учебные заведения озаботились еще до карантина. Поддерживающая инфраструктура для этого есть: национальная платформа «Открытое образование», онлайн-библиотека научных статей «Киберленинка», много других ресурсов и сервисов. По мнению Ивана Засурского, цифровизация будет способствовать росту качества дипломных работ. Публикация дипломов в интернете — серьезный шаг в борьбе с некорректными заимствованиями.
Необходимость очного формата
Директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская сдержанно оценивает перспективы исключительно дистанционного образования в России: «Вынужденное обращение к дистанционным образовательным технологиям продемонстрировало, как важно личное взаимодействие в процессе обучения и что любые онлайн-форматы для достижения качественного результата должны применяться только в сочетании с «живыми» лекциями, семинарами, коллоквиумами».
Также эксперт обращает внимание, что общение на коммуникационных платформах заново подняло многие вопросы, давно решенные в реальном мире. Среди них есть как правовые (идентификации, неприкосновенности частной жизни и так далее), так и этические (дресс-код, курение, «вмешательство» домочадцев и питомцев).
Часть проблем, по ее мнению, вполне разрешима силами старого доброго очного учебного процесса. «Освоение дистанционных форм выявляет пробелы в компетенциях и навыках, которые вполне могут заполнить организации дополнительного образования: это может быть любая помощь, от объяснения принципов работы сервисов и инструментов для квалифицированного обмена информацией до психологических тренингов», — отмечает Екатерина Чуковская.
Скорее всего в ближайшее время получит распространение модель смешанного обучения, при которой онлайн-платформы и учебные учреждения будут тесно сотрудничать, ─ такой формат применяют в Digital IP, и в будущем, вероятно, образование будет развиваться по этой модели.
Запрос на совершенствование технических решений
Резкий переход в онлайн-обучение выявил и технические сложности, с которыми пришлось столкнуться пользователям, что особенно заметно было в сфере школьного образования. Как отмечает Замир Шухов, генеральный директор и партнер международной компании GVA, обнаружилось, что дети готовы мгновенно осваивать новые программы и девайсы, чего не скажешь о взрослых. Многие родители, учителя и управленцы школ «провалились» в техническом плане, не сумев быстро настроить алгоритмы взаимодействия и обмен информацией между школой и учениками. «Цифровая грамотность взрослых является одним из барьеров для совершения рывка EdTech в область классического образования», — говорит Замир Шухов.
Там, где есть проблемы, предприниматели видят для себя возможности. По словам Шухова, стало понятно, что существует запрос на высокое качество видео и звука в девайсах, а также на высокоскоростной интернет (развитие сетей 5G). «Еще мы заметили бум провайдеров контента и компаний, которые предоставляют платформенные решения. Выросли стартапы, такие как Zoom, предоставляющие профессиональную видеосвязь», — отмечает эксперт.
Рост рынка EdTech
Образовательные технологии — это не только электронные курсы, вебинары или занятия по видеосвязи, но и весь спектр инновационных решений для учебного процесса, например использование виртуальной и дополненной реальности. Только в «Сколково» образовательными технологиями занимаются два десятка резидентов. В 2019 году объем российского рынка EdTech, по оценке проектного менеджера Кластера информационных технологий фонда «Сколково» Дмитрия Старикова, составлял около 30 млрд рублей.
Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), геймификация, искусственный интеллект, голосовые помощники — все эти новые технологии будут применяться в образовании все больше.
Замир Шухов отмечает, что самый большой потенциал роста у EdTech-проектов, рассчитанных на детей школьного возраста (более 20% рынка). Если на корпоративном сегменте (10% рынка) пандемия сказалась мало, то перспективы внедрения цифровых инструментов в обучение детей обозначились явно. «Мы видим потенциал в росте решений, обучающих навыкам XXI века и новым профессиям, например оператора дронов или проектировщика виртуальных миров», — отмечает эксперт.
Растет и количество программ, развивающих гибкие навыки (такие как умение правильно коммуницировать, управлять командами, сопереживать), причем и для детей, и для взрослых.
Участие корпораций в развитии образования
Толчок росту российского EdTech могут дать не только стартапы, но и корпорации. Такие компании, как «Яндекс», Сбербанк, Mail.ru Group и «Ростелеком», имеют большие пулы клиентов и создают собственные образовательные платформы, нацеленные на непрерывное обучение пользователей.
Показательно, что в Китае национальную образовательную платформу для 180 млн школьников во время пандемии правительство смогло запустить при помощи техногигантов Huawei, Baidu и Alibaba, а также операторов связи China Mobile, China Unicom и China Telecom.