Как это работает?
Добавленный в 2017 году аудиоплеер позволяет не только скачивать музыку из Telegram-каналов (как было до нововведения), но и прослушивать ее непосредственно в окне сообщения. При этом плей-лист сохраняется в истории чата и доступен даже без подключения к интернету. Музыкальные боты используются для персонализированного поиска нужного контента и присылают найденные в Telegram результаты в личные сообщения, откуда пользователь может прослушать или скачать аудиофайл.
Telegram vs пиратство
Важно отметить, что сами создатели мессенджера не поощряют нелегальную активность и не ставили перед собой целью сделать Telegram пиратским ресурсом. Представитель Telegram Маркус Ра в обращении к пользователям и модераторам отметил, что разработчики в курсе увеличения случаев нарушения авторских прав и работают над улучшением инструментов реагирования на жалобы правообладателей. Он также подчеркнул, что компания наравне с Apple и Google действует по принципу «нулевой терпимости»: проверяет все заявления и при подтверждении блокирует нарушителя. Павел Дуров также неоднократно писал в Twitter, что, хотя Telegram построен на принципах свободы и конфиденциальности, он не удаляет материалы только по политическим мотивам, а все призывы к агрессии, порнография и нарушения авторского права запрещены.
В своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018) глава Роскомнадзора Александр Жаров жестко раскритиковал мессенджер Дурова за отказ предоставить ключи шифрования, а также категорично назвал Telegram пиратским ресурсом. Если в качестве эксперимента набрать в общем поисковике мессенджера такие слова, как «фильм», «Netflix» или «музыка», то можно убедиться, что на платформе огромное количество ресурсов с кино- и музыкальным контентом. Многие из этих каналов будут предлагать напрямую скачивать видео- и аудиофайлы, легальность которых не всегда очевидна.
По мнению медиаэксперта, президента Ассоциации интернет-издателей Ивана Засурского, у Telegram нет и не было задачи быть пиратской платформой. В комментарии для ipquorum.ru Засурский объясняет это тем, что у мессенджера есть вполне определенная цель: стать полноценным игроком мирового цифрового рынка. «Telegram собирается выпускать собственную криптовалюту, в которую уже вложились инвесторы и которая прошла американскую комиссию по ценным бумагам. Он работает в глобальной юрисдикции, и становиться прибежищем для пиратов не в его интересах», — отметил эксперт. При этом Засурский также предостерегает от поспешных выводов касательно реальных объемов пиратства в Telegram.
В отсутствие достоверных статистических данных можно посмотреть на известные случаи, когда Telegram реагировал на жалобы правообладателей. По сообщениям ряда СМИ, первые блокировки каналов и ботов-распространителей нелегального контента начались в 2015 году по требованию Apple, Google и других международных компаний. В основном под удар попали каналы с музыкой и ссылками на торренты.
После обновления пользовательского соглашения в 2016 году жалобы на нарушения авторских прав участились. Так, из-за претензий правообладателей Telegram заблокировал бот популярной пиратской библиотеки «Флибуста» и ряд крупных каналов, распространяющих эпизоды новых сериалов и ссылки на киноторренты. В 2017 году по обращению Apple и Google был заблокирован один из первых музыкальных каналов «Всякая годная попса» из-за нарушения прав студии Universal Music.
Насколько действенны такие шаги — вопрос спорный. Музыкант группы «Кобыла и Трупоглазые Жабы», автор того самого YouTube- и Telegram-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин рассказал ipquorum.ru, почему он считает, что методы борьбы с пиратством, которые применяются в том числе и Роскомнадзором, устарели. «То, как сейчас борются с нелегальным контентом, абсолютно неэффективно: на месте одной удаленной ссылки сразу возникают две новые. Поскольку я одновременно и музыкант, и блогер, то могу понять обе стороны конфликта. С одной стороны, на своих произведениях хочется зарабатывать. С другой — я не против, чтобы больше людей могли получить доступ к моему творчеству, пусть и бесплатно. Я понимаю, почему не все готовы платить за цифровой контент. Нет физического ощущения, что ты что-то приобрел», — поделился своим мнением Вагин. С его точки зрения, платформам вроде Telegram и правообладателям нужно создавать такие условия, чтобы слушателям было куда удобнее и приятнее слушать музыку легально, чем скачивать ее с пиратских ресурсов.
Генеральный директор музыкального сервиса FONMIX Валерия Брусникина поддерживает мнение Антона Вагина:
По ее словам, это подтверждает международный коммерческий успех таких стриминговых платформ, как Netflix, Hulu, Spotify. Система подписок интуитивно понятна: фиксированная оплата раз в месяц дает неограниченный доступ к легализованному контенту. Нет необходимости искать торренты, переходить по рискованным ссылкам и тратить время на сложные механизмы скачивания. «К примеру, подписка на FONMIX открывает пользователям доступ к огромной библиотеке видео- и аудиопроизведений, которые предприниматели могут свободно использовать для фонового оформления своих заведений, не переживая по поводу авторских отчислений и штрафов», — добавляет Брусникина.
По результатам опроса, проведенного ipquorum.ru, многие создатели музыкальных Telegram-каналов либо уже активно используют контент из легальных источников, либо готовы это делать, но не знают как. Администраторы @Tg_techno (более 5000 подписчиков) объяснили, что считают канал своим хобби и стараются вручную выбирать понравившиеся треки из SoundCloud — стриминговой платформы для прослушивания и распространения музыки от независимых исполнителей. Создатель канала @muzyka (22 000 подписчиков) также начинал с личного музыкального блога, в котором выкладывал аудиоподборки из YouTube, Shazam, «Яндекс.Музыки» и ботов Telegram. «С ростом числа подписчиков ко мне стали часто обращаться сами исполнители с просьбой разместить их треки. Я их прослушиваю и, если нравятся, размещаю. Приходилось работать и с организаторами крупных концертов и фестивалей, и с представителями известных музыкантов», — добавил он.
В некоторых случаях создатели каналов не осознают, что нарушают чьи-то авторские права. Администратор популярного канала «Атомные треки», имеющего 71 000 подписчиков, набирает треки из «ВКонтакте» с помощью чат-ботов. Более того, автор канала был крайне удивлен, когда получил жалобу от правообладателя и угрозу блокировки.
Проблема защиты авторского контента от незаконного копирования и распространения касается не только кино, музыки и книг. В Telegram часто возникают каналы-дублеры, копирующие популярные тексты из авторских каналов и других источников. Такие ресурсы используют нечестные методы раскрутки и зарабатывают на рекламе. Если с жалобами крупных правообладателей все понятно — они могут обратиться с претензией в Apple или Google, напрямую в Telegram или в крайнем случае в суд, то что делать отдельным авторам, чей контент был использован без их согласия? Для таких случаев мессенджер предусматривает несколько способов защиты авторских прав. Первый и самый простой — написать администратору канала, который удалит подозрительный пост. Такой подход работает тогда, когда администраторы не знают, что размещенный материал скопирован. Также можно пожаловаться в техподдержку на весь канал-нарушитель, подробно прокомментировав причину.
Однозначно назвать Telegram пиратской платформой трудно. Несмотря на технические условия, способствующие распространению нелегального контента, сами создатели мессенджера следят за тем, чтобы пользователи соблюдали правила сообщества и не нарушали авторские права. Создатели каналов также высказывают готовность использовать легальные материалы, но не всегда понимают, откуда их брать. Очевидно одно: применяемые сейчас методы борьбы с пиратством малоэффективны. Для более оптимального решения этой проблемы нужно искать другие подходы, в том числе вводить новые способы поддержки исполнителей, создавать комфортные технологические условия для доступа к контенту и поощрять легальные ресурсы.