К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
GenerationS

Цифровые алмазы: как АЛРОСА развивает инновации в эпоху конкуренции с синтетическими камнями

Фото Алексей Пантелеев
Фото Алексей Пантелеев
Директор центра стратегических проектов и аналитики АЛРОСА Дмитрий Амелькин рассказал, как одна из самых традиционных отраслей работает с инновациями, как найти «бриллианты принцесс» и почему синтетические алмазы никогда не заменят настоящие.

Горнодобывающую отрасль считают достаточно консервативной. Это определение применимо к АЛРОСА?

Эта характеристика справедлива, но нужно понимать, что она относительная, то есть дается по сравнению с другими отраслями. Конечно, если смотреть на IT, телеком или финансовый сектор, то горнодобывающая отрасль на их фоне выглядит более консервативной. Но у такого консерватизма есть свои причины: у нас очень высока роль безопасности. От того, насколько отработаны любые новшества, напрямую зависит безопасность людей, их жизни. Поэтому все нужно внедрять очень аккуратно.

И это основная причина, но есть и другой фактор: в нашей отрасли совершенно другой цикл проверки идей, их разработки, тестирования и внедрения. Если в некоторых IT-проектах можно каждые 2-3 недели выдавать на-гора какой-то продукт и тестировать его на конкретных пользователях – то решения, модернизирующие процессы в горнодобывающей отрасли, как правило, связаны с наукоемким, капиталоемким оборудованием, которое необходимо тестировать в течение нескольких месяцев или лет.

А почему цикл тестирования такой долгий?

Проще всего будет пояснить на примере. Роботы и беспилотные транспортные средства в горной добыче – отличная технология, мы знаем, что она может сократить издержки. Но если мы хотим использовать ее у себя, то на внедрение даже готовой технологии уйдет не меньше года. Ее надо не только закупить, но и поставить в такое положение, чтобы она проработала весь климатический год в разных условиях, посмотреть ее надежность. То, что работает летом, может не работать при критических температурах, а то, что прекрасно проработало несколько месяцев, может не пройти экзамен на износостойкость.

Поэтому сама отрасль предполагает, что даже в очень открытых к инновациям компаниях темпы внедрения новых решений будут значительно медленнее, чем в других отраслях. Но это относится именно к тому сегменту нашей деятельности, который связан с добычей.

То есть ваша инновационная политика разнится в зависимости от направления деятельности?

Именно – АЛРОСА разделяет свои инновационные проекты в зависимости от того, к какой области они относятся, и использует разный подход для управления инновациями в разных кластерах. Если это горнодобывающие технологии, то у нас более консервативный подход, когда все многократно тестируется, проверяется, чтобы обеспечить стопроцентную безопасность перед внедрением.

Но если мы говорим о «легких» направлениях, таких, как сбыт или сортировка алмазов, то цифровые технологии в этих направлениях активно развиваются. Машинное обучение и использование современных оптических узлов позволяют существенно сократить сроки сортировки и увеличить точность. В частности, активная работа со стартапами для нас как раз более осмысленна, когда речь идет о менее науко- и капиталоемких технологиях.

Как бы вы в целом описали подход АЛРОСА к инновациям? Вы ищете технологии вовне, разрабатываете внутри или синтезируете эти модели?

Исторически у нас в структуре присутствует собственный институт, «Якутнипроалмаз». Он всегда был центром и источником знаний и нововведений в части технологий алмазодобычи и обогащения. Однако мы понимаем, что в текущей мировой ситуации не стоит полагаться на какой-то один источник инноваций. Такой метод априори уступает тем современным подходам, когда можно в своих целях использовать скаутинговые компании, акселераторы и другие методики – за гораздо более короткий срок они позволяют охватить больше потенциально перспективных идей.

Наши внутренние структурные подразделения по-прежнему остаются основным системообразующим звеном нашей стратегии – в части инновационной деятельности в области геологоразведки, алмазодобычи и обогащения. Сейчас мы активно ищем на рынке технологии, связанные с сортировкой, сбытом и цифровизацией камней. Потому что развитие сегментов, непосредственно с добычей не связанных – тоже наш приоритет. Именно ради этого мы и привлекаем партнеров – например, таких, как РВК и GenerationS, которые обеспечивают скаутинг в профильных для нас областях.

Кроме того, у нас есть внутренняя система развития инноваций – набор конкурсов для сотрудников, которые могут предложить свои идеи, как можно улучшить тот или иной технологический процесс. Мы собираем эти идеи, и если видим перспективность какой-то из них – внедряем. С 2012 года от сотрудников поступило почти 300 предложений.

Как правило, они узкоспециализированы, и их не так просто описать простыми словами. Например, в прошлом году в число финалистов вошли проекты по внедрению новой технологии открытой разработки с изменением профиля борта, улучшение работы люминесцентных сепараторов, испытания нового способа добычи на россыпных месторождениях.

С точки зрения подхода и управления инновационными проектами стараемся уходить от привычного метода, где решение может быть принято только после полного понимания, обсчета, расчета и составления плана-графика внедрения на ближайшие три года. Компания понимает, что скорость принятия решений сегодня играет ключевую роль. Поэтому компания оставляет себе право на ошибку и готова инвестировать в инновации, даже когда не имеем стопроцентной вероятности, что эта инновация выстрелит.

Почему вы считаете инновации важным для себя направлением?

Этому много причин – во-первых, внедрение инноваций достаточно активно происходит в горнодобывающей отрасли, и в том числе у наших коллег, которые занимаются добычей алмазов. То есть мы работаем в конкурентной среде, и себестоимость добываемой продукции очень важна. Во-вторых, сейчас появляются синтетические камни высокого качества, они почти полностью заняли нишу технических алмазов, и нам необходимо учитывать это и искать подходы, которые могут помочь успешно с ними конкурировать.

Разве с ними можно как-то конкурировать? Депутат Госсобрания Якутии Виктор Федоров намедни сообщил, что АЛРОСА осталось жить 5-7 лет, потому что синтетические алмазы полностью вытеснят настоящие.

Давайте разберемся. Технические алмазы достаточно давно почти на 100% синтетические – там важны только потребительские качества, и искусственные камни этим требованиям соответствуют, ну и просто дешевле. Но в ювелирном деле все иначе. Заменители алмазов и бриллиантов существуют десятилетиями. Вот только спрос на натуральные бриллианты это никак не снизило.

Да, риски существуют, но они касаются относительно дешевого и мелкого товара. Того, который не несет эмоции. Согласитесь, получить на помолвку кольцо с искусственным камнем мало какая девушка захочет. В этом и секрет настоящих бриллиантов – они несут эмоцию, историю, в них есть подлинное. И синтетика вряд ли когда-то сможет это заменить. Более того, мы очень стараемся поддержать эту уникальность, на это направлены некоторые наши инновационные проекты.

Но как инновации могут поддержать эмоциональность? Технологии как-то не очень с ней вяжутся.

В настоящий момент весь рынок, и в первую очередь премиум сегмента, движется в сторону индивидуализации и продажи клиенту определенного опыта. У потребителей меняются предпочтения, и зачастую теперь просто бриллиант для них не является достаточным подарком. Их интересует история – где этот камень был добыт, как формировался, как его огранили и кто это сделал.

И за эту историю люди готовы доплачивать. Покупка становится для них более ценной, чем изделие с внешне аналогичным камнем, но синтетическим, без эмоций и истории. Потому что искусственное не наполнено смыслом, оно ординарно, заурядно. А вот бриллиант, который пролежал в земле три миллиарда лет, был добыт на уникальной земле Якутии, народом со своим определенным бытом, со своими традициями, был огранен тем же мастером, который делал камни для украшений, скажем, Кейт Миддлтон – это другое дело.

Но эта история кажется работой пиарщиков, а не инноваторов.

Вы не правы. Важной становится не выдумка для рекламной кампании, не красивая сказка, а возможность реально отследить эту историю. Представьте, что вы покупаете Cadillac Элвиса Пресли. Очевидно, чтобы заплатить за него цену, многократно превышающую стоимость аналогичного автомобиля без такого бэкграунда, вы будете требовать подтверждения. Что это та самая машина, что номера на ней не перебиты, что это не просто выкрашенный в розовый цвет автомобиль того же года выпуска, марки и модели. Так и тут, история бриллианта должна быть верифицируемой. Потребитель должен иметь возможность ее проследить.

И сейчас это проблема. Потому что пока камень доберется от алмазодобывающей компании до конечного покупателя, он сменит десяток владельцев, и нет никакой гарантии, что именно тот камень к вам попал. Более того, зачастую у вас нет никакой гарантии, что камень, который вам продают – это не синтетический бриллиант. Определить это можно только на специальном оборудовании.

И как помогут технологии?

Сейчас разрабатывается система цифровизации (трейсинга) камней. Она позволит, например, делать снимки камней на каждом из этапов и за счет машинных алгоритмов обеспечивать соответствие и возможность проверить, что у вас в руках именно тот камень, который добыла АЛРОСА в Якутии, который огранил определенный мастер и который другие ювелиры вставили в украшение. Более того, вы сможете увидеть какие-то внутренние особенности этого камня.

За счет системы, построенной на основе распределенных баз данных, у покупателя будет близкая к стопроцентной вероятность, что его не обманывают, он получит полностью прозрачную историю. Это как отпечатки пальцев – система полностью подтверждает «личность» камня. Да, это своего рода постмодернистская история – мы ищем технологию, чтобы продавать не только вещь, но и ее историю, потому что она повысит цену товара.

О каком росте цен идет речь? Насколько камень с историей будет дороже?

Зависит от камня. Но поймите, во многом это не только вопрос увеличения цены и роста прибыли, но и вопрос сохранения текущих показателей, сохранения доверия к рынку. Именно это позволит нам дифференцировать свои бриллианты от тех самых синтетических камней. Но, по нашим оценкам, прозрачная история поднимет ценность одного камня на 15-20%, хотя это и не будет распространяться на всю продукцию.

Насколько поиск этой технологии активен в алмазной индустрии?

Сейчас не только алмазодобытчики, но и другие компании этого сектора инвестируют деньги в цифровые камни. Пока готового решения на рынке еще нет, но уже есть прототипы, которые начинают обеспечивать элементы трейсинга. В перспективе лет 3-5 данная технология уже будет активно внедряться.

Пять лет довольно долгий срок. При таком планировании можно, наверное, искать не только те технологии, которые непосредственно связаны с основной деятельностью компании?

Можно, но мы все-таки производственная компания и работаем с нашей областью, не планируя ее менять. Поэтому ищем то, что может улучшить или обновить нашу профильную деятельность. Хотя и понимаем, что часть таких решений, та же цифровизация камней даст практическую пользу не прямо сейчас, а на горизонте пяти и более лет. При этом не обязательно, что технологии, которые мы ищем, в которые инвестируем, ограничены рамками тех процессов, которые есть сегодня. У нас во многом есть своего рода «загоризонтное» планирование, которое может не дать конкретного финансового результата в моменте.

Чем обусловлен такой подход?

К сожалению, зачастую мы не можем понять заранее, сможем ли мы эти технологии использовать и какой они дадут эффект, без того, чтобы проинвестировать туда средства и время. Мы можем долго ждать ответа, понадобится ли технология цифровых камней или не пригодится. Только пока мы будем ждать у моря погоды, наши конкуренты вложат в технологию миллионы или миллиарды, а мы критически отстанем, и не факт, что сможем «догнать и перегнать». Поэтому мы анализируем рынок алмазов и тренды и делаем выводы, куда стоит вложиться.

Поэтому работаете со стартапами?

В том числе. Дело в том, что есть направления, где стартапы и новые подходы к инновациям действительно существенно ускоряют получение результатов. А есть направления, где стартапы могут быть только поддержкой какого-то глобального наукоемкого процесса. Вряд ли молодая технологическая команда может предложить новый способ постройки бортов карьеров, а вот улучшить какой-то сегмент – может.

Как, например?

Я уже много раз упоминал сортировку. От добычи камня до продажи проходит несколько месяцев. За то время, пока алмазы проходят путь от карьера до покупателя, объем находящейся на обработке продукции измеряется сотнями миллионов долларов. А автоматизация сортировки кратно сократит время на этот процесс.

Очевидно, что с точки зрения структуры камня стартапам будет сложно конкурировать с институтами из-за банального недостатка опыта. Но они, например, вполне могут предложить алгоритм для обработки тех данных, которые мы получаем. В качестве примера могу привести наш опыт взаимодействия с одной очень небольшой компанией. Мы протестировали их алгоритмы, и по предварительным результатам они существенно увеличат скорость и качество сортировки.

По сути, наш подход – это синтез. Ищем инновационные решения в сфере программного обеспечения, они становятся драйвером, который добавляет скорости и стоимости к научным знаниям и наработкам из традиционных источников – нашего института или любого иного научно-исследовательского центра. Такой же подход у нас к решениям, которые мы ищем с помощью коллег из GenerationS. Мы ни в коем случае не декларируем, что теперь надо все переводить на стартапы и отныне вся наука должна осуществляться только так. Но мы реально видим потенциал, и видим те сегменты, где это может дать результат.

Из ваших слов следует, что вы хорошо ориентируетесь в рынке. Зачем вам в таком случае партнерство с GenerationS?

Такой метод скаутинга позволяет понять, какие тренды на рынке сейчас есть, и увидеть то, что мы, может быть, не знали. Отсутствие предложений по какой-либо теме тоже для нас является маркером, что мы ничего не пропустили, не забыли, и что эта тема действительно пока не продвинулась.

Мы хотим расширить свой угол обзора и постараться уйти от формальных критериев при управлении инновациями. Когда мы говорим, что от участия в этих активностях может зависеть в принципе судьба развития отрасли, то до рубля посчитать коммерческую эффективность невозможно. Очевидно, что эффект будет на порядок больше, нежели любые затраты на поиск или акселерацию.

Читать далее

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+