Евгений Аветисов: «Семейный врач решает до 90% проблем пациента»
Об отличии семейной медицины от терапии
Специализация семейного врача, как и врача общей практики, далеко выходит за рамки обычной терапии. Врачи общей практики занимаются не только терапией и внутренними болезнями, но и гинекологией, урологией, эндокринологией, педиатрией, дерматологией, неврологией — в той части, которая находится в их компетенции.
К примеру, гастроэнтеролог в России — это врач, который принимает пациентов с гастритом, язвами и колитами. После приема он выписывает рецепт и контролирует лечение. В международной практике гастроэнтеролог — это специалист, который помимо обычного амбулаторного приема, проводит эндоскопические процедуры, такие как диагностические эндоскопии, стентирование протоков, подслизистые резекции и прочие манипуляции, требующие очень высокой квалификации. Большая часть работы такого врача проходит в процедурных и операционных. На Западе работу наших гастроэнтерологов обычно выполняют семейные врачи и врачи общей практики. К примеру, лечение гастрита или язвенной болезни, пока заболевание поддается лечению консервативными методами, точно не работа гастроэнтеролога в западном понимании. Это работа семейного врача.
О правильном лечении пациента
Задача семейного врача и врача общей практики — разобраться с большей частью проблем, с которыми обращается пациент. Пообщавшись с пациентом, проведя комплекс первичной диагностики, мы оцениваем ситуацию, выходим на рабочий диагноз и понимаем, сможем ли в этом случае справиться самостоятельно или же стоит подключить узкоспециализированных врачей: невролога, гастроэнтеролога, кардиолога и так далее. Не могу же я просто направить пациента к узкому специалисту! Я обязан провести всю предварительную работу, понять, в каком направлении будет развиваться дальше лечебный и диагностический процесс. Это удобно и пациенту, и врачу. Ведь узкоспециализированный врач — дорогой специалист. Ему, зачастую нужно гораздо больше сложного оборудования, площади, дополнительных ресурсов. Поэтому направлять к нему необследованных пациентов, которым часто и не требуется вмешательство такого специалиста, неправильно ни с экономической точки зрения, ни с этической.
До 80––90 % проблем пациента решаются на уровне кабинета семейного врача. До узкого специалиста пациент доходит только тогда, когда ситуация сложная и требует серьезного вмешательства. Если в схеме лечебного учреждения нагрузка и пациентопоток распределены правильно, узкоспециализированные врачи имеют возможность оказать помощь большему количеству людей с профильными проблемами, а не отвлекаться на ту часть работы, которую должен выполнять врач общей практики.
О разнице между врачом общей практики и семейным врачом
Работа семейного врача не ограничивается постановкой диагноза и составлением программы лечения. Он не просто излечивает болезнь, но и помогает предотвратить ее появление в будущем. К примеру, мы нашли у пациента камни в почках, урологи их раздробили и удалили, блестяще выполнив свою работу, но на этом этапе работа с пациентом не заканчивается. Мы должны понять причину развития болезни. Проблема в питании? Или дело в наследственности, которая приводит к нарушению обмена и образованию камней? А может быть, медикаменты, назначенные пациенту другими специалистами, вместе с наследственными и пищевыми факторами спровоцировали образование кристаллов? Нужно разработать график профилактических и корректирующих мероприятий для того, чтобы в дальнейшем не допустить или вовремя диагностировать болезнь, объяснить пациенту все сложные моменты, все точки рисков, научить обходить их. Задача семейного врача — окружить заботой пациента не только на этапе лечения, но и в будущем.
О разнице между семейным врачом и педиатром
Несмотря на то, что детей наблюдают педиатры, семейный врач в обязательном порядке обучается педиатрии. Он должен уметь работать и с маленькими, и с очень маленькими детьми. Но, поскольку в ЕМС есть отдельная детская клиника, мы стараемся направлять маленьких пациентов к педиатру. Конечно, есть пациенты, которые предпочитают лечиться всей семьей у одного врача. Так чаще поступают иностранцы, которые привыкли обращаться с любой проблемой к своему семейному врачу.
Кстати, у нас работают британские и немецкие врачи. Даже есть доктор из Японии.
О разном подходе к лечению
В России и за границей разный взгляд на медицину. У нас люди чаще всего сами ищут себе врачей. Из-за этого человек порой попадает не к тому специалисту, который ему действительно нужен. На Западе, если человек заболел, он приходит к семейному врачу, и тот уже занимается его болезнью, в случае необходимости направляет к специалисту, продолжая курацию после окончания его работы. У пациента голова не болит по этому поводу. А если болит — он тоже идет к семейному врачу. Институт семейной медицины на Западе существует много лет. У нас же это направление появилось лишь в конце 1990-х годов.
Европейский медицинский центр — одна из первых клиник в России, где уже много лет существует отделение семейной медицины с иностранными и российскими специалистами. Врачи общей практики стажировались по направлению «семейная медицина» в ведущих зарубежных клиниках и работают по тем же стандартам, что и их коллеги в медицинских учреждениях Западной Европы и США.
К врачу общей практики нужно обращаться для того, чтобы не терять время и деньги из-за изначально неправильно выбранного диагностического пути. Кроме того, семейный врач помогает не пропустить и другие проблемы со здоровьем. Не надо отвлекать узкоспециализированных врачей от их работы. Ведь лор — это не тот человек, который лечит ангину. Это прежде всего хирург. Как и офтальмолог, уролог и гинеколог.
О важности врача общей практики
Мы смотрим на пациента комплексно, а не углубляемся в какую-то одну область. Например, если к неврологу попадает пациент с болью в спине, врач в первую очередь начинает искать неврологическую патологию. Это правильно, он так обучен, он всю жизнь видит пациентов с неврологическими болями в спине. Но при этом доктор может пропустить почечную колику, колит, онкологические проблемы. Врач общей практики оценивает все возможные варианты, проводит комплексное обследование и понимает, в каком направлении следует вести дальнейший диагностический поиск.
О комплексных программах диагностики
Человек должен проходить профилактическое медицинское обследование не реже раза в год. Если есть проблемы, то частота может быть увеличена. В ЕМС мы предлагаем пациентам разные программы диагностики. Мы понимаем, что люди не хотят много времени тратить на обследования, но при этом хотят получить максимум информации о своем здоровье.
Самая насыщенная программа в ЕМС длится полтора дня и включает в себя полную лабораторную и инструментальную диагностику, а также консультации различных специалистов. Утром мы оформляем пациента в стационар, а на следующий день он выписывается с толстой папкой, в которой собрана полная информация о его здоровье. Первый и последний врач, к которому пациент попадает на прием, — врач общей практики. На первом приеме мы изучаем его историю и при необходимости корректируем программу обследования. А на завершающем приеме даем конкретные рекомендации.
Есть также программа для сильно занятых людей, которая длится всего один день. Каждую программу мы модифицируем под пациента, расширяя ее или, наоборот, сужая. К примеру, если человек проходил колоноскопию в прошлом году и у него не выявили никаких проблем, то повторять это обследование нет смысла. Некоторые пациенты, имея не вполне корректное представление о разных методах исследований, сами выбирают себе метод диагностики. Ну, например, в профилактических целях просят сделать ПЭТ/КТ (позитронно-эмиссионную томографию, совмещенную с компьютерной томографией). Конечно, мы отказываем в таких случаях. Неправильно вводить радиоактивное вещество в кровь и давать ненужную дозу облучения только для того, чтобы выполнить «модное» высокотехнологичное исследование, отвечающее, кстати на довольно узкий круг вопросов. А вот УЗИ щитовидной железы лишним не будет. Это безопасное обследование. Особенно учитывая, что в Москве огромное количество людей имеют проблемы с щитовидной железой. Возможно, я здесь разойдусь с международными рекомендациями, но не с совестью.
О важности профилактических обследований
На моей памяти не один случай, когда при простом профилактическом обследовании мы выявляем онкологические проблемы, не повлиявшие еще никак на состояние пациента, и тут же их устраняем. Я вижу и веду этих пациентов годами, часто у них все хорошо, продолжаем ежегодные обследования, поздравляем друг друга с праздниками. Известно, что две самые распространенные причины смертности — сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Поэтому во всем мире диагностические программы направлены в первую очередь на то, чтобы выявлять проблемы в этих областях (конечно, не забывая о других рисках). Кардиологи проводят полную диагностику, включающую эхокардиографию, нагрузочные тесты, если необходимо — суточное мониторирование, компьютерную томографию сердца и сосудов. Остальные обследования, например, гастроскопия, колоноскопия, ультразвук щитовидной железы и брюшной полости, помогают выявить онкологические проблемы. Бытует миф, что опухоль можно диагностировать на ранних стадиях по анализу крови. В подавляющем большинстве случаев это невозможно. Онкомаркеры практически не используют для профилактической диагностики. Их применяют для контроля лечения выявленного и подтвержденного онкологического процесса. Такие заболевания нужно диагностировать другими методами. Арсенал их достаточно велик, и их как раз мы включаем в комплексные программы диагностики ЕМС.
Мы призываем пациентов не подвергать себя риску и не назначать обследования самим себе. Доверьте заботу о своем здоровье и здоровье своих близких профессионалам.