Юлия Мандельблат: «Паллиативная терапия влияет на качество жизни»
О разнице между хосписом и паллиативной помощью
Пациенты часто путают понятия «паллиативная терапия» и «хоспис». Между этими направлениями есть пересечения, но это не одно и то же. В обоих случаях это борьба с общими симптомами, такими как боль, одышка, усталость, тошнота, когнитивные нарушения после химиотерапии. Но главное отличие — паллиативная терапия может начинаться с первых этапов лечения и продолжаться даже тогда, когда достигнута ремиссия.
Многие ошибочно считают, что, если к лечению на каком-то этапе подключается врач паллиативной помощи, значит, у пациента неутешительный прогноз. Я часто с таким сталкиваюсь. Опять же это не так. Паллиативная терапия необходима на ранних стадиях болезни, если пациент испытывает болевые ощущения или другие симптомы, которые влияют на его качество жизни. Я часто вижу, как пациенты начинают чувствовать себя гораздо лучше, когда получают паллиативную терапию. Все больше и больше исследований подтверждают, что, если пациент пользуется не только помощью онкологов, но и врачей паллиативной терапии, продолжительность жизни увеличивается.
О важности паллиативной помощи
Паллиативная терапия столь же важна, как и лечение. Если речь идет о госпитализированных пациентах, паллиативная команда подключается примерно в 70 % случаев. Я считаю, что она также может помочь 30 % амбулаторных пациентов. Обычно мы подключаем к лечению паллиативного врача, когда у пациента возникают симптомы, которые сложно контролировать: одышка, боль, тревожность, депрессия, бессонница. Такой специалист нужен не все время, а только на определенном этапе лечения. Паллиативный доктор по образованию онколог. Он должен очень хорошо разбираться в обезболивающей терапии, должен уметь работать с самыми сложными болевыми синдромами. Сегодня практически любому пациенту можно помочь с обезболиванием. Нам доступны все самые последние препараты и методики.
Важно понимать, что паллиативная терапия — это интердисциплинарное взаимодействие. То есть это не просто отдельный доктор, которому передали пациента. Пациент параллельно продолжает получать лучевую или химиотерапию, посещает лечащего онколога и других необходимых врачей. Паллиативный врач координирует пациента со многими специалистами. Например, может направить к массажисту, реабилитологу, онкопсихологу, специалисту, который занимается акупунктурой.
О начале паллиативной терапии
Паллиативная поддержка — это относительно новое направление в России. В нашей клинике оно существует с момента открытия Института онкологии. Мы были первой клиникой в России, которая начала выписывать обезболивающие амбулаторно. Паллиативная помощь играет огромную роль в качестве и продолжительности жизни человека. Я часто видела чудеса, которые она делает. Не всем нужна паллиативная помощь, но многим. Она требуется, когда у пациента возникают симптомы во время лечения или если он находится в конце жизненного пути, а у нас есть возможность улучшить качество его жизни. Во втором случае не обязательно прекращать основное лечение, но, если других вариантов нет, тогда паллиативная помощь нужна для симптоматической поддержки.
О помощи на дому
Иногда пациенты предпочитают оставаться не в больнице, а дома, в кругу семьи, среди своих любимых вещей, запахов и звуков. Это, безусловно, психологически очень помогает. Семья и близкие люди, которые заботятся о человеке и оказывают поддержку, многое привносят в его жизнь, чего мы не можем дать в больнице.
Но тем не менее пациенту нужна помощь специалистов. И мы имеем возможность оказывать ее на дому и в домашних условиях устранять симптомы так, как это делают в медицинском учреждении. У нас работает паллиативная команда из врача и медсестры, которые могут выехать к пациенту в любое время. Они знают, что нужно делать, когда появляется новый симптом. Кроме того, паллиативные специалисты также поддерживают родных и близких, которые, безусловно, сильно устают эмоционально и физически. Выгорание людей, которые заботятся о тяжелобольном человеке, неизбежно. Уход за пациентом — это всегда эмоционально напряженный момент. Паллиативная команда знает, как оказывать поддержку в таких случаях.
Кроме того, у семьи постоянно возникает масса вопросов. Начиная с того, какое нужно кресло, и заканчивая выбором специального матраса. Это еще самые простые вопросы. Поэтому так важна постоянная поддержка паллиативной команды, которая может подъехать в любой момент либо проконсультировать по телефону.
О ценностях
В России говорить о смерти не принято. Может, это связано с убеждением, что, если о таких вещах не говорить, с тобой ничего плохого не случится. Но у любого человека, независимо от ситуации, должна быть возможность с достоинством уйти из жизни. И наша задача как части общества — заботиться о людях, которых нельзя вылечить. Они должны иметь возможность прожить отпущенное им время с хорошим качеством жизни. Паллиативная помощь как раз в этом помогает.
Многие наши врачи настолько включены в жизнь пациента, что становятся для него фактически членом семьи. И это позволяет заранее узнать о ценностях пациента. Это нужно для того, чтобы знать, что важно для пациента, если вдруг наступает момент необратимости в лечении.
Приведу пример. К нам обратился 25-летний пациент с редким заболеванием для его возраста — у него была четвертая стадия рака кишечника. Мы его лечили пять лет, но болезнь постепенно прогрессировала. К 30 годам у него развилась непроходимость кишечника и сильный болевой синдром. Нам удалось взять боль под контроль, а также разрешить кишечную непроходимость медикаментозно, без операции. В его случае те варианты лечения, которые еще можно было предложить, вызвали бы больше побочных эффектов, нежели пользы. В итоге вместе с семьей было принято решение прекратить активное лечение и сконцентрироваться на том, чтобы насладиться оставшимся временем дома, в кругу самых близких. Говоря о ценностях, мы знали, что для пациента была очень важна его семья, он обожал свой большой загородный дом.
Несколько раз в неделю к нему приезжала наша команда. Многие боятся, что, как только они переходят к паллиативному специалисту, они теряют связь с лечащим онкологом. Это не так. Мы постоянно находились с ним на связи. Ведь для пациента важно услышать голос врача и знать, что о тебе заботятся.
Последние месяцы жизни пациент провел со своей большой и любящей семьей. У него было хорошее качество жизни — он не был прикован к кровати, у него не было трудностей с передвижением. Наши специалисты устраняли все негативные симптомы, связанные с болезнью. Сколько бы родные ни навещали пациента в больнице, они никогда не смогли бы так провести последние месяцы жизни вместе.
О сложных случаях
К нам поступила молодая женщина 40 лет c сильной болью в спине и слабостью в ногах. Мы провели диагностику и обнаружили у нее рак почек с метастазами в области спины. Поскольку в ее случае каждая минута была на счету, лучевые терапевты вышли на работу ночью. Если бы мы вовремя не облучили опухоль, пациентка могла остаться инвалидом. А так мы смогли восстановить двигательную функцию. Пациентке нужно было две недели провести в больнице, чтобы закончить сеанс лучевой терапии, убрать болевой синдром и начать таргетную терапию. Эта женщина не мыслила жизни без своих детей. Она очень сильно переживала разлуку, но в то же время не хотела, чтобы дети видели ее в таком состоянии. Она ведь привыкла всю жизнь быть сильной в глазах родных. И так совпало, что в это самое время старшей дочери исполнилось десять лет. Паллиативная команда помогла организовать праздник прямо в больнице. С тортом и воздушными шарами. Психолог уговорил пациентку отметить этот праздник. В итоге она провела этот важный день с самыми близкими. Этот случай как раз показывает взаимодействие паллиативной команды с другими специалистами. Одному онкологу организовать такой праздник было бы тяжело без психотерапевта, паллиативного доктора и медсестры. А пациентка воспряла духом, и в скором времени мы ее выписали. Сейчас она находится в долгосрочной ремиссии, и ей больше не нужна помощь паллиативного доктора.