О дефектах зрения
Есть четыре основные патологии, связанные со зрением: близорукость (миопия), дальнозоркость, астигматизм и возрастная дальнозоркость (пресбиопия). При близорукости человек хорошо видит вблизи, но плохо различает удаленные предметы. Сегодня даже высокую степень миопии вплоть до -16 диоптрий мы исправляем с помощью лазерной коррекции, зрение восстанавливается в течение нескольких часов. При дальнозоркости, наоборот, человек видит расплывчато предметы, которые находятся вблизи. Этот дефект тоже эффективно убирается лазером. Как и астигматизм — патология, связанная с нарушением формы хрусталика или роговицы, при которой изображение воспринимается расплывчато. А вот пресбиопия лечится не так просто.
Об истории лечения пресбиопии
Возрастная дальнозоркость развивается у всех — и мужчин, и женщин — примерно после 40 лет. Это связано с тем, что с возрастом хрусталик теряет эластичность. Он все сложнее адаптируется к расстоянию до объектов, в результате человек начинает плохо видеть вблизи. До XVII века эта болезнь была настоящей проблемой. До тех пор, пока европейцы не привезли из Китая очки. Но это изобретение могли себе позволить лишь самые обеспеченные люди.
Первые операции по коррекции зрения начали проводить в конце ХХ века. Врачи научились решать проблемы, связанные с астигматизмом, близорукостью и дальнозоркостью, но не с возрастной дальнозоркостью. Даже сегодня в научных кругах ведутся споры о том, как лечить пресбиопию. Пациентам предлагаются два основных варианта: имплантация мультифокальных искусственных хрусталиков и лазерная коррекция.
О первом варианте
При имплантации мультифокальных хрусталиков на место «родного» хрусталика устанавливается искусственный. Эта процедура похожа на операцию по удалению катаракты. В результате улучшается зрение как вблизи, так и вдаль. Однако главный ее недостаток — иногда теряется резкость изображения при переходе между дальними и ближними объектами. Среди других неудобств — нельзя поднимать тяжести, заниматься активными видами спорта, например, тяжелой атлетикой, горными лыжами или подводным плаванием. Иначе хрусталик может сместиться, и придется делать повторную операцию.
О втором варианте
В начале 2000-х годов ученые придумали более совершенное решение — лазерную коррекцию при пресбиопии. Меня пригласили в Лондон, где в составе небольшой исследовательской группы мы с коллегами создали расчеты для лазерного аппарата, по которым проводились коррекции. А в 2006 году я сделал первую лазерную коррекцию пресбиопии в России. Подобную операцию в других клиниках проводят редко из-за сложности расчета параметров, а у нас она проводится практически каждый день.
Лазерная коррекция позволяет сохранить собственный хрусталик, мы шлифуем только поверхность роговицы. Причем мы делаем сложную комбинированную шлифовку, воздействуя на разные участки роговицы. Это позволяет избавиться от потери резкости при переходе между дальними и ближними объектами. Но у такой методики есть свой минус — каждые 8–10 лет коррекцию нужно делать повторно. Дело в том, что с возрастом хрусталик теряет эластичность, в результате ему все сложнее адаптироваться к отшлифованной поверхности. Поэтому роговицу нужно снова корректировать под «состарившийся» хрусталик.
О проблемах после замены хрусталиков и их решении
Когда в России стали массово проводить имплантацию мультифокальных хрусталиков, к нам начали обращаться пациенты из других клиник с жалобами. Одни не могут водить машину в темное время суток из-за сильных бликов от фар. У других двоятся буквы при плохом освещении. Почему? Дело в том, что при замене хрусталика важно правильно определить центровку. Она у всех людей разная — у кого-то ближе к центру, у кого-то ближе к краю роговицы. Без специального оборудования нельзя учесть эту особенность.
Оптимальный вариант в этом случае — убрать оптические дефекты с помощью лазера после имплантации мультифокальных хрусталиков. Мы проводим такую коррекцию, она занимает не больше десяти минут. Ее нужно делать не раньше, чем через два месяца после рефракционной замены хрусталика. За это время успевают сформироваться спайки, которые удерживают хрусталик. Если сделать раньше — есть большой риск, что во время шлифовки поднимется внутриглазное давление, что может повлечь за собой смещение хрусталика.
Для устранения дефектов мы используем специальный сканер. К сожалению, он есть не в каждой больнице, потому что такое оборудование стоит дорого, а работать на нем — целая наука. ЕМС первым в стране приобрел этот аппарат. К нам приезжают пациенты даже из зарубежных клиник.
О возможностях Офтальмологической клиники ЕМС
Мы лечим заболевания глаз любой сложности. Проводим лазерную коррекцию, в том числе при сочетании патологий, например, близорукости или дальнозоркости с астигматизмом, выполняем операции при заболеваниях сетчатки, лечим синдромы «сухого» и «красного» глаза. Оказываем помощь пациентам с катарактой и глаукомой, косоглазием и травмами глаза.
О сложных случаях
Очень часто к нам обращаются сложные пациенты, которым отказали в других клиниках. Далеко не везде есть такие технологии, как у нас. У меня был пациент, которому десять лет назад сделали качественную лазерную коррекцию в другой клинике. Но недавно на него было совершено нападение. Из-за сильного удара в лицо у него «сморщилась» роговица. В таком случае никакие очки не помогут. Все врачи советовали ему делать пересадку роговицы. А мы убрали дефект лазером.
Был в моей практике еще один интересный случай. Ко мне обратился пациент, которому несколько лет назад сделали коррекцию зрения на один глаз. Врачи перепутали правую роговицу с левой. И провели коррекцию по параметрам другого глаза. В итоге проблемный глаз стал видеть еще хуже. Мы восстановили зрение.
Об опасности на дорогах
По статистике Минздрава, порядка 35 % россиян страдают близорукостью. А вы много видите водителей, которые носят очки? Многие стыдятся очков, а линзы не носят, потому что они причиняют дискомфорт. А это ведь огромная проблема. Водители с плохим зрением очень опасны. Они провоцируют огромное количество ДТП. Нужно не только проверять уровень алкоголя в крови, но и зрение водителей. Тогда аварий станет намного меньше.
О программе NASA
Вместе с группой зарубежных врачей я проводил исследование о влиянии лазерной коррекции на зрение в космических условиях. В эксперименте участвовал шестой космический турист, 47-летний американец Ричард Гэрриотт. Ему ранее была проведена лазерная коррекция близорукости. Ричард поровел десять дней в космосе в рамках российской миссии «Союз» на Международной космической станции. Оказалось, что ни высокое давление, ни сухость никак не повлияли на его зрение. Так мы доказали, что лазерная коррекция зрения безопасна даже для космонавтов.