— Как меняются пользователи ноутбуков? Что для них важно в 2021 году?
— Удаленная работа и забота о здоровье стали одними из ключевых факторов, оказывающих влияние на сегодняшние потребности пользователей. Люди переехали в хоум-офисы, что обострило ряд не столь важных ранее вопросов — например, как эффективно оборудовать рабочее пространство дома. Далеко не у каждого есть возможность работать в отдельной зоне, поэтому возник спрос на технологии активного шумоподавления в микрофонах, чтобы ноутбуки умели распознавать только голос спикера, а все посторонние шумы отсеивались. Раньше веб-камерами пользовались намного реже, а сейчас буквально ежедневно, поэтому появился спрос на качественные камеры с разрешением Full HD. Отдельное внимание теперь уделяется заботе о здоровье в технологических продуктах. Я думаю, что в ближайшее время на рынке будет появляться все больше таких продуктов. У ASUS уже есть такие мониторы с антибактериальным покрытием — с ионами серебра, устойчивыми к стиранию. Его антибактериальная эффективность подтверждена сертификатами ISO и JIS. Научно доказано, что покрытие с ионами серебра подавляет рост бактерий и грибков, сокращая его более чем на 99,9% в течение 24 часов. Это означает, что поверхности продукта дольше останутся гигиенически чистыми и безопасными.
— Что происходит с потребностями корпоративного сектора?
— Большие компании и корпорации многие годы работали на десктопах, привязанных к офису, и были вынуждены в одночасье решать проблему закупки огромного количества ноутбуков своим сотрудникам для удаленной работы. По данным аналитического агентства GFK, в марте 2020 года было продано почти на 70% ноутбуков больше, чем годом ранее. Доля корпоративного сектора в продажах ноутбуков не выросла в процентном соотношении, хотя возросла в количественном — корпоративных моделей в 2020 году было продано на 20% больше, чем годом ранее. Никто из производителей не был готов к взрывному росту спроса, что привело к серьезному дефициту на рынке. Это проблема еще не решена полностью, корпоративный сектор до сих пор активно покупает обычные ноутбуки.
— Чем ASUS порадует пользователей в этом году?
— В 2021 году мы делаем большой шаг и начинаем предлагать нашим пользователям новый уровень впечатлений от взаимодействия с продуктом на визуальном уровне. Линейка ASUS Zenbook, наших премиальных продуктов, более чем на 50% будет представлена устройствами с OLED-экранами. Мы прогнозируем, что одним из хитов на рынке в 2021 году станет Zenbook 13 OLED UM325 с высочайшим уровнем производительности, который достигается благодаря мобильному процессору AMD Ryzen™ 5000 серии.
— Вы внедряете органические светодиоды?
— OLED-экраны нам хорошо знакомы по смартфонам, но до недавнего времени они не применялись в производстве ноутбуков. У OLED-дисплеев есть целый ряд преимуществ. В первую очередь они выделяют на 70% меньше вредного синего цвета, чем LCD-дисплеи. Также OLED-дисплеи позволяют добиться максимального цветового охвата, обладают более высокой яркостью. И наконец, такие экраны обладают минимальным временем отклика. Я уверен, что именно эта технология станет новым драйвером в сегменте ноутбуков в 2021 году.
— Насколько в целом изменились ноутбуки за последнее время?
— Ноутбуки как категория продуктов представлены на рынке уже более 20 лет и еще 15 лет назад оставались дорогим устройством. Но инженерам компания ASUS удалось разработать компактную материнскую плату, благодаря которой стало возможно производство компактных и легких устройств. Так мир увидел новую категорию персональных компьютеров — нетбуки, которые обладали не только компактными размерами и хорошим временем автономности, но при этом еще и очень низкой ценой.
Технологические разработки были нацелены на увеличение срока работы устройства от батареи, снижение габаритов и веса устройств. Сейчас можно сказать, что мы находимся в идеальных условиях, когда рабочие машинки размером с лист бумаги формата А4 весят чуть более 1 кг и работают от батареи больше 12 часов.
— Что еще можно считать прорывными изменениями?
— Я бы выделил попытки производителей улучшить скорость работы с помощью дополнительных тач-интерфейсов. Наши инженеры и дизайнеры много работают над решением задачи быстродействия в условиях мультизадачности. Мы заменили привычный тачпад на экран ScreenPad, предоставив пользователю выбор: использовать его как обычный тачпад или как дополнительный дисплей, на который можно выводить любую информацию системы. В следующем поколении продуктов мы сделали еще один шаг вперед, представив ScreenPad Plus. Это уже не тачпад-дисплей, а полноценный дополнительный 14-дюймовый экран, на который можно выводить сразу несколько окон или использовать предварительно настроенные панели инструментов при работе с профессиональными приложениями для создателей контента.
— Какие исследования компания проводит перед разработкой нового продукта?
— В первую очередь уделяется внимание анализу индекса потребительской удовлетворенности NPS, благодаря чему можно лучше понять, что именно стоит улучшить или доработать в следующих поколениях продуктов. Во-вторых, проводятся всевозможные опросы, которые позволяют оценить «главные боли» продуктов. Например, в смартфонах основными «болевыми точками» являются дисплей, камера и батарея. Такой анализ рынка мы применили в разработке наших последних поколений смартфонов ASUS ZenFone, получивших дисплей без вырезов, батарею повышенной емкости и поворотную Flip-камеру. В-третьих, анализируются тенденции потребительского спроса на рынке на основе отчетов по продажам от различных аналитических агентств, благодаря которым можно понять в том числе и незанятые ниши. Так у нас получилось с игровыми ноутбуками, когда в прошлом году мы вышли на рынок с первым 14-дюймовым ноутбуком ROG Zephyrus G14. Спрос на данную модель превысил все наши ожидания, а уже в этом году мы представили первый 13-дюймовый ноутбук — ROG Flow X13.
—Пытаетесь внедрять искусственный интеллект?
— Сейчас ASUS активно экспериментирует на Тайване с технологиями машинного обучения в области искусственного интеллекта. Например, на китайском рынке доступен домашний помощник робот Zenbo, который может управлять вашим умным домом, помогать с поиском необходимой информации в интернете через голосового помощника или вызвать медицинские службы в случае экстренной ситуации. Также мы проводим исследования в области машинного обучения и облачных вычислений. Мы взаимодействуем с крупнейшими исследовательскими институтами Тайваня для разработки новых продуктов в сфере интернета вещей, которые могут быть применены в области медицины, образования и работы различных производств.
— Что нас ждет на рынке ноутбуков в ближайшем будущем?
— Немногие знают, что архитектура процессоров ARM, которая показала впечатляющий рост производительности в смартфонах за последнее десятилетие, предоставляет более широкие возможности для дальнейшего развития в других устройствах. Я думаю, что нас ждет массовый переход на ARM-архитектуру и в персональных компьютерах. Также развитие 5G-технологий позитивно скажется на эволюции процессоров. С ростом скоростей обмена данных вырастут не только объемы этих данных, но и потребности в энергоэффективных и в то же время производительных мощностях. Еще стоит отметить тенденции в области визуализации и работы с данными. Если сегодня в ноутбуках массово используется только один дисплей и лишь в некоторых продвинутых моделях ноутбуков ASUS доступны два дисплея, то в ближайшем будущем устройств на рынке с двумя экранами будет все больше и больше. Уже сейчас у нас есть прототипы ноутбуков, состоящих только из экранов: без физической клавиатуры и тачпада. С помощью набора необходимых сенсоров и технологий искусственного интеллекта потребность в физических устройствах ввода информации будет сведена к минимуму, а им на смену придут касания и жесты. Дальнейшее развитие технологий AR/VR приведет к еще более широкому применению визуализации данных, когда потребители смогут получать дополнительное рабочее пространство на виртуальных дисплеях в виде голограмм.