Роботы не люди: почему компаниям не всегда стоит внедрять автоматизацию
«Живые» технологии
Согласно опросу, проведенному консалтинговой фирмой «Яков и партнеры» в 2024 году, 60% предприятий на первое место среди своих проблем поставили нехватку квалифицированного персонала, рассказал Дмитрий Плотников, партнер компании. Он полагает, что им может помочь организационная трансформация и быстрое внедрение авторизированных цифровых решений.
Сокращение затрат действительно достигается сейчас через оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов, по крайней мере на маркетплейсах, «объединяющих» огромные массы людей и товаров, говорит Дмитрий Ким, директор по взаимодействию с органами государственной власти OZON. OZON сейчас — это более 50 млн покупателей, свыше 550 000 продавцов, плюс 3 млн кв. м логистической инфраструктуры и более 50 000 пунктов выдачи заказов. В среднем один логистический комплекс OZON обрабатывает около 400 000 заказов в день, и этот поток разнонаправленных отправлений существенно отличается от обработки заказов традиционной розницы, поэтому здесь требуются специализированные системы, программное и аппаратное обеспечение. Искусственный интеллект (AI) используется компанией «достаточно прагматично», он находит все большее распространение в сферах, на первый взгляд, далеких от IT. К примеру, OZON разработал AI-генератор, который «одевает» виртуальные модели в продаваемую на маркетплейсе одежду.
Отвечая на конкуренцию со стороны маркетплейсов — «вызов, который очень сильно меняет покупательские предпочтения», — классический ретейл полностью становится омниканальным, то есть сочетает физические магазины и онлайн-торговлю, говорит Тихон Смыков, президент и управляющий партнер Inventive Retail Group (IRG объединяет несколько брендов, от электроники до детских товаров): «Ретейл использует цифровые рекламные носители, переходит на локальные ERP**-системы и становится зависимым от информационных технологий». Автоматизация обслуживания покупателей существует уже «довольно давно», говорит спикер:
«Демократизация» AI и других технологий, когда компании используют их для повышения эффективности деятельности, потому что «катастрофическая нехватка кадров и нужна автоматизация процессов», не только приносит ощутимую пользу, но и повышает риски, предостерегает Наталья Воеводина, генеральный директор проекта «Кибериспытание» и партнер фонда «Сайберус»: «AI — это инструмент, который вместе с остальными технологиями формирует для бизнеса недоверенную (то есть небезопасную) цифровую архитектуру. Ее намеренный или случайный сбой может привести к остановке операционных процессов, утечкам данных и другим недопустимым для бизнеса событиям». Если для крупных компаний подобный «удар» будет ощутимо болезненным с точки зрения финансовых и репутационных потерь, то для МСБ (малого и среднего бизнеса) такой «информационный сбой» может стать убийственным и спровоцировать банкротство, говорит спикер.
Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity, полагает важной задачей «убрать разрывы» между технологиями и людьми: «Повышение эффективности [технологий] состоит в том, чтобы «проложить мостики» между теми, кто создает технологии, теми, кто их продвигает, и теми, кто их использует». Оздчан Саритас, директор по прогнозированию будущего Рочестерского технологического института (ОАЭ), также полагает, что главным во взаимодействии человеческого и искусственного интеллекта является необходимость их «объединения» в некую «экосистему», чтобы «они работали вместе, а не конкурировали друг с другом».
Чат-бот вместо сотрудника
«Вы автоматизируете что-то, а мы лишимся работы» — такой упрек часто слышат айтишники. Вот что отвечает критикам Николай Кныш, технологический директор «Лемана ПРО»:
«Люди боятся переходить на автоматизацию, — признает Виктория Хаба, вице-президент по стратегическим инициативам «Аквариуса», — не только из-за угрозы потери работы, но и из-за страха перед новым». «Масштабирование бизнеса нужно не сотрудникам, а руководителям и собственникам для снижения затрат, и здесь возникает необходимость в автоматизации. К ней их вынуждает и дефицит рабочих рук», — объясняет спикер. «При масштабировании бизнеса автоматизация может показаться дорогой по сравнению с наймом дополнительных сотрудников, — рассуждает Кныш. — Но в итоге ее применение становится оправданным, так как бесконечно увеличивать штат невозможно. Тем более при растущем дефиците кадров».
«Автоматизация — важный навык, благодаря которому можно расширить компетенции любого сотрудника, — отмечает Алексей Атланов, заместитель гендиректора по развитию персонала холдинга «Швабе» госкорпорации «Ростех». — В последние годы рынок труда претерпел значительные изменения. Поэтому мы активно сотрудничаем с вузами и реализуем программы целевого обучения, чтобы подготовить высококвалифицированные кадры. Знание новых технологий и умение работать с ними приобретают все большее значение, поскольку производство становится более автоматизированным».
По словам Дарьи Крячковой, вице-президента по кадровой политике «Норильского никеля», компания применяет технологии, чтобы улучшить условия труда сотрудников и повысить его безопасность:
При активном участии «Норникеля» в России вскоре появится новый профессиональный стандарт — «оператор дистанционного управления подземного самоходного оборудования». За безопасностью труда на некоторых производствах следит искусственный интеллект, его «машинное зрение» выявляет отсутствие необходимых средств защиты на работниках и сигнализирует об этом руководству. Компания также создала диспетчерские центры, из которых можно дистанционно контролировать выполнение работ, внедрила мобильное приложение «Суперника» с различными сервисами для персонала, разработала речевой тренажер с AI, который обучает специалистов работе со специализированной техникой, в результате чего снижаются ее поломки, сокращаются расходы на содержание и повышается эффективность работы.
«С появлением новых технологий меняются требования к компетенциям специалистов, — говорит Лия Королева, директор по персоналу «МТС Диджитал». — В эйчар-стратегии мы всегда учитываем IT-тренды, анализируем, как они могут отразиться на работе наших сотрудников. Например, AI способен брать на себя рутину, освобождая людям время для более сложной и интересной работы. Наша задача как компании стать связующим звеном между технологиями и людьми, обеспечить их эффективное взаимодействие, дать специалистам возможность развить нужные навыки, а также определить этические нормы использования искусственного интеллекта».
Антон Пашков, директор по персоналу FESCO, перед тем как внедрять прогрессивные технологии, призывает выяснить, насколько это целесообразно: «Для небольших предприятий, до 500 человек, использовать дорогие решения, такие как искусственный интеллект, себя не оправдает. Бизнес должен понять, зачем ему эти технологии». По его словам, сейчас, учитывая демографические изменения, автоматизация воспринимается как вынужденная мера, однако не всем компаниям она действительно нужна. Лучше не вкладываться в дорогие разработки, а использовать имеющиеся способы. «Есть доступные и недорогие решения, которые вполне эффективно помогают управлять компаниями, в которых работают до тысячи сотрудников», — подчеркивает он.
* Меняйся (англ.).
** ERP (англ. Еnterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) — программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов компании.