
Соглашение вместо наказания: возможен ли новый формат отношений бизнеса и государства

Андрей Бибиков, начальник отдела совершенствования контрольно-надзорной деятельности Минэкономразвития, представил инициативу, которая нацелена на модернизацию взаимодействия между контролирующими органами и бизнесом: «Основная идея нового механизма — заменить привычные инструменты понуждения, такие как предписание и административное наказание, на соглашение заинтересованных сторон. Оно предполагает четко прописанные действия по устранению нарушений, а также этапы и сроки их выполнения». Он подчеркнул, что разработка соглашения базируется на принципе добровольности. Задача — создать инструмент, который будет удобен для бизнеса. Если компания видит возможность устранить нарушения самостоятельно, ей не нужно будет проходить через традиционные процедуры с предписаниями и штрафами. Контролируемое лицо само выбирает, какой путь ему подходит.
Особый акцент был сделан на гибкости подхода. Соглашения могут учитывать специфику каждого нарушения, включая его влияние на общество и окружающую среду. «Сроки выполнения мероприятий и их содержание будут адаптированы к ситуации. Мы не хотим навязывать шаблоны — это должна быть живая и рабочая система», — пояснил спикер.
При этом также отмечалось, что внедрение инициативы потребует серьезных изменений в законодательстве: «Необходимо дополнить Федеральный закон №248 «О государственном контроле», а также внести коррективы в Кодекс об административных правонарушениях. Без этого невозможно закрепить правовые основания для заключения таких соглашений». Завершая свое выступление, Андрей Бибиков обозначил главную цель: «Мы хотим, чтобы соглашения стали реальным инструментом для устранения нарушений. Это не просто замена штрафов, а возможность наладить диалог между бизнесом и государством».
Заместитель начальника департамента правового обеспечения ЛУКОЙЛ по Северному региону Руслан Назиров представил взгляд бизнеса на инициативу, подчеркнув ее важность для улучшения правоприменительной практики. «Для бизнеса соглашения могут стать настоящим спасением. Сегодня судебные процессы по выяснению истины могут занимать годы, требуют значительных финансовых затрат и отвлекают ресурсы. Новый механизм позволяет сократить эти издержки, сохранив при этом главный акцент — устранение нарушений», — заявил Руслан Назиров.
Важные аспекты, требующие доработки, отметила модератор сессии и руководитель практики недропользования и экологии «Газпромнефть Экспертные решения» Татьяна Кириллова, указав на необходимость распространения механизма соглашений не только на административные правонарушения, но и на гражданско-правовые споры, которые могут вытекать из нарушения обязательных требований. «Например, экологический ущерб чаще всего возмещается через гражданско-правовые механизмы. Если мы ограничимся только административной ответственностью, потенциал соглашений не будет реализован в полной мере», — заявила она.
Татьяна Кириллова привела данные, демонстрирующие актуальность проблемы: «За последние три года в арбитражных судах Российской Федерации рассматривалось около 500 дел, связанных с возмещением вреда окружающей среде (почве), в 400 из которых заявлялись денежные требования на сумму около 6,8 млрд рублей. Из них уже удовлетворено 2,8 млрд. При этом многие компании уже провели рекультивацию, но им все равно предъявлялись дополнительные финансовые претензии. Это приводит к двойному взысканию». Выход — использовать механизм соглашений, в который включать прежде всего требования о возмещении вреда в натуральном выражении, а к денежной компенсации прибегать в случае невозможности восстановления и/или нарушения условий соглашения со стороны природопользователя.
Александр Рыбин, заместитель генерального директора по производственной безопасности ООО «ГПН-Смазочные материалы» поделился опытом и рассказал о примерах успешных соглашений, которые уже используются в других проектах. «В рамках проекта «Чистый воздух» мы смогли модернизировать производство, снизить выбросы и улучшить экологическую ситуацию в ряде городов. Эти достижения стали возможными благодаря соглашениям между государством и бизнесом», — отметил он. Александр Рыбин также напомнил об опыте модернизации НПЗ в 2011 году: «Тогда мы заключили соглашение, которое позволило перейти на стандарт Евро-5, значительно улучшив качество топлива. Это был масштабный проект, требовавший больших вложений, но результат оправдал все ожидания». Однако спикер подчеркнул, что механизмы соглашений должны быть гибкими — «с учетом санкций и сложностей с поставками оборудования, нам нужно предусмотреть возможность пересмотра условий соглашений. Реалии меняются, и бизнесу важно иметь пространство для маневра». Кроме того, Александр Рыбин поддержал важность стимулирующего подхода: «Если компания уже предприняла меры по устранению нарушения, это должно быть учтено в соглашении. Мы должны видеть результат, а не наказывать за прошлое».
Роман Чавдаров, руководитель по взаимодействию с общественными, экспертными и научными организациями компании «Газпром нефть», предложил конкретные шаги по структурированию механизма соглашений, выделив основные элементы, которые сделают этот инструмент эффективным и применимым на практике. «Прежде всего, соглашение должно основываться на данных, подтвержденных результатами контрольно-надзорных мероприятий. Это создаст фундамент для дальнейших обязательств сторон», — пояснил он. Роман Чавдаров выделил важность четкого определения сторон соглашения: «Мы видим, что соглашения требуют вовлечения трех сторон: федерального надзора, региональных властей и самого природопользователя или компании, допустившей нарушение. Такой подход позволит учитывать все уровни ответственности и обеспечить баланс интересов». «Соглашение — это не просто инструмент. Это возможность для бизнеса и государства вместе решать проблемы и создавать новую культуру взаимодействия», — подытожил спикер.
Руслан Муслимов, директор программ по развитию системы управления экологической безопасности департамента по внедрению системы управления операционной деятельностью и производственной безопасности блока «Разведка и добыча» ПАО «Газпром нефть», сделал акцент на необходимости вовлечения контрольно-надзорных органов в процесс разработки и внедрения соглашений. По его мнению, именно взаимодействие между бизнесом и государственными структурами станет основой для успешной реализации инициативы. «Для нас, как представителей бизнеса, крайне важно понимать, как контрольно-надзорные органы будут относиться к этому инструменту. Ведь соглашение — это не просто документ. Это механизм, который меняет саму философию регулирования. Если раньше упор делался на штрафах и наказаниях, то теперь мы предлагаем переход к партнерству. Но чтобы это работало, нужны ясные правила игры», — подчеркнул Муслимов. Он также отметил, что в текущей правоприменительной практике часто отсутствует единство подходов: «Сейчас нередки случаи, когда компании привлекаются к ответственности из-за разницы в интерпретации нормативных требований. Это приводит к правовой неопределенности и избыточным издержкам для бизнеса. Мы надеемся, что механизм соглашений станет шагом к сближению взаимопонимания, а значит, и к более предсказуемому регулированию».
Дискуссия показала, что внедрение механизма соглашений вместо наказания имеет значительный потенциал. Он может сократить количество судебных разбирательств, повысить эффективность устранения нарушений и укрепить диалог между бизнесом и государством.
Мероприятие проводилось 11 октября 2024 года. На момент публикации статьи процесс совершенствования законодательства о контрольно-надзорной деятельности продолжается. В частности, законопроект №620715-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» принят в третьем чтении. Выражаем искреннюю надежду, что проводимые изменения заложат основу для нового формата отношений бизнеса и государства, а тематика «соглашения вместо наказания» из теоретической плоскости перейдет в практическую.