Меры предосторожности: как молодой компании защититься от рисков
Бизнес Анны вырос из ее хобби. Она запустила небольшое производство свечей ручной работы. Бизнес был зарегистрирован вместе со счетом в Альфа-Банке. Дополнительно Анна подписалась на сервисы Альфа-Безопасность и «Индикатор риска», которые в течение первых 60 дней бесплатно помогают защитить компанию от непредвиденных обстоятельств и предлагают юридическую поддержку. Это актуально на старте бизнеса — по статистике Альфа-Банка, нарушения, из-за которых блокируют счет, чаще всего допускают новые ИП и компании, существующие до полугода. Что молодой бизнес получит от сервисов банка?
Счет под контролем
У бизнеса Анны два источника дохода: продажа готовых свечей на маркетплейсах и брендированных партий по заказу компаний в качестве корпоративных сувениров. В обоих случаях деньги поступают переводом с одного бизнес-счета на другой. Также Анна использует счет для платежей арендодателям и поставщикам, поэтому крайне важно, чтобы он стабильно работал.
Главный риск здесь — несоответствие операций требованиям закона 115-ФЗ против отмывания денег, что может привести к отказу в проведении платежей и блокировке бизнес-карты. После такого открыть счет в другом банке непросто. «Индикатор риска» от Альфа-Банка позволяет не следить за изменениями закона и не мониторить операции вручную. В автоматическом режиме он анализирует все платежи и оценивает их с точки зрения риска по 115-ФЗ.
Кроме того, сервис предупреждает, если риск нарушения закона увеличился. В этом случае Анна сразу получит уведомление и подсказки, как исправить ситуацию. Сервис может учитывать операции по счетам в разных банках.
«Индикатор риска» полезен любым компаниям и ИП, однако есть сферы деятельности, которые подвержены рискам по 115-ФЗ чаще других. По нашей статистике, это строительство зданий, специализированные строительные работы, оптовая торговля, транспортные услуги, обслуживание зданий и территорий. Благодаря «Индикатору риска» бизнес из высокорисковых направлений сталкивается с ограничениями по 115-ФЗ на 27% реже клиентов банка из тех же сфер, которые не пользуются сервисом. Каждую неделю предупреждения получают более 100 000 компаний и ИП», — комментирует Денис Осин, директор малого и микробизнеса Альфа-Банка.
Надежные партнеры
Недавно на Анну вышел поставщик с заманчивыми ценами на воск и ароматизаторы — получалось почти в полтора раза дешевле, чем сейчас. Прежде чем заключить договор, она заказала отчет о потенциальном партнере в сервисе «Проверка контрагентов» от Альфа-Банка.
Проверка показала, что надежность компании вызывает вопросы: есть долги по налогам, компания включена в реестр недобросовестных поставщиков, а руководитель лишен права осуществлять профессиональную деятельность. Это не значит, что потенциальный партнер пропадет вместе с авансом, но Анна решила не рисковать.
Высокая вероятность потерять деньги и столкнуться с мошенниками — не единственная опасность в подобных случаях. Недобросовестная компания может «заразить» партнеров своим низким рейтингом надежности. В итоге заказчики, особенно крупные, могут отказаться от сотрудничества, а у ФНС и правоохранительных органов могут возникнуть вопросы, вплоть до проверок и штрафов.
С момента запуска несколько лет назад сервис «Проверка контрагентов» стабильно пользуется высоким спросом: рейтинги компаний проверяют более 450 000 раз в месяц.
Проверенные сотрудники
Чтобы сосредоточиться на продвижении бизнеса и создании новых продуктов, Анна решила делегировать рутинные операции персоналу. Первым делом она провела личные встречи, а после заказала отчеты на понравившихся кандидатов в сервисе «Проверка сотрудников». Выяснилось, что одного претендента на должность завскладом уже ловили на краже, а у потенциального водителя были сложности с правами.
Сервис «Проверка сотрудников» помогает проверить благонадежность кандидатов и предотвратить риски, связанные с наймом недобросовестного персонала. Например, узнать о задолженностях, штрафах, судимостях и правонарушениях. Чаще всего сервисом пользуется бизнес из сфер с традиционно большой текучкой кадров: обслуживание, доставка, кафе и рестораны. Также активно проверяют кандидатов образовательные и другие проекты, где сотрудники постоянно контактируют с клиентами и напрямую влияют на имидж компании.
Сервис «Проверка сотрудников» популярен не только у малого и среднего бизнеса, но и среди крупных компаний. Например, HR-служба Альфа-Банка использует отчеты на первичном этапе подбора, чтобы сэкономить ресурс и не продолжать собеседования с заведомо неподходящими кандидатами. Также сервис помогает разгрузить службу безопасности — она проверяет меньше финальных кандидатов, поскольку часть отсеивается в самом начале.
Помощь юристов
Чтобы в договорах с сотрудниками учесть все нюансы и избежать подводных камней, Анна решила не использовать шаблоны из интернета — и обратилась к юристу, консультация которого также входит в подписку Альфа-Безопасность. Они созвонились и обсудили детали, а на следующий день Анна получила готовый трудовой договор, разработанный специально для ее бизнеса.
Юрист банка выручит и в других ситуациях: подсветит уязвимые места в контрактах с партнерами, составит план взыскания задолженности, подскажет, как оптимизировать налоги и грамотно оформить сделку.
Защита бренда
Чтобы деньги и силы, вложенные в продвижение бренда, не оказались потраченными напрасно, Анна решила зарегистрировать название и логотип в качестве товарного знака. Это поможет доказать, что другие используют его незаконно: подтверждать права на бренд на маркетплейсах, блокировать реализацию копий, выходить в крупные торговые сети, продавать лицензии и франшизы.
Подготовиться к подаче документов и зарегистрировать торговый знак в Роспатенте помогает сервис Альфа-Банка «Защита бренда». «Поиск аналогов торгового знака по базам данных — важная часть подготовительной работы, но ее значение порой недооценивают. Если после подачи документов эксперты Роспатента обнаружат сходство с уже зарегистрированными брендами, в регистрации могут отказать. Тогда уплаченные пошлины сгорят, и процедуру придется начинать сначала. Сервис «Защита бренда» помогает этого не допустить. А еще — пройти регистрацию в ускоренном режиме за 2–3 месяца», — объясняет Денис Осин.
Подготовка к проверкам
До 2030 года действует мораторий на плановые проверки бизнеса, а до конца 2024 года — на внеплановые. Однако год заканчивается, и даже во время действия моратория есть исключения, когда сотрудники надзорных органов все же могут прийти для проверки соответствия стандартам и ГОСТу, пожарной безопасности, соблюдения трудового кодекса и санитарных норм.
Анну о будущей проверке предупреждает сервис «Уведомления о проверке надзорных органов». О большинстве проверок известно за 2–4 недели: будет время проверить, что все в порядке, и исправить недочеты. Более 84% проверок со стороны надзорных органов пользователи сервиса проходят без нарушений, ведь они знают о визите инспекторов заранее. Распространенный кейс: из уведомления предприниматель узнал о проверке трудовой инспекции за две недели, актуализировал документы по сотрудникам, исправил ошибки — и избежал штрафов», — говорит Денис Осин, директор малого и микробизнеса Альфа-Банка.
Если штрафов избежать не удалось, важно о них вовремя узнать. А дальше либо оспорить, либо оплатить, пока не начислили пени или не наложили ограничения. Анну о штрафах предупреждает сервис «Уведомления по штрафам», который в фоновом режиме следит за начислениями от госорганов.
Безопасное хранение документов
Когда дело касается хранения документов и другой информации, важны две вещи: быстрый доступ к данным откуда угодно и защита этих данных от посторонних, особенно с учетом роста количества кибератак.
Простое и надежное решение уже есть в подписке Альфа-Безопасность — оно называется Альфа-Диск. Анна хранит там договоры и другие документы от партнеров. У Альфа-Диска есть все преимущества облачного хранилища, включая доступ 24/7 с любого компьютера, планшета или смартфона. А еще — встроенная проверка загружаемых файлов на вирусы и защита паролем.
На каждую папку можно установить отдельный пароль — и поделиться им с сотрудником, поставщиком или заказчиком. Так доступ к файлам будет только у тех, кому вы доверяете. Также люди с доступом смогут сами загружать документы в папку, не отвлекая вас по почте и в мессенджерах.
Как подключить сервисы для защиты бизнеса
Если вы подключаете сервисы впервые, до 60 дней использования они будут бесплатными.
Затем «Индикатор риска» для контроля операций по счету на соответствие 115-ФЗ будет стоить 540 рублей в месяц. Другие 7 сервисов входят в подписку Альфа-Безопасность — тоже за 540 рублей в месяц. Это в 10 раз выгоднее, чем покупать сервисы по отдельности (к тому же некоторые из них доступны только по подписке). С Альфа-Безопасностью вы сможете проверять контрагентов и сотрудников, получать уведомления о проверках и штрафах, защищать товарный знак, консультироваться с юристом и безопасно хранить документы.
Узнать больше и оформить подписку можно на страницах сервисов на сайте Альфа-Банка: «Индикатор риска», Альфа-Безопасность.