К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Коммерческая недвижимость: во что инвестируют корпорации и частники

Пленарная сессия форума «Город. Человек. Будущее». Фото: Вартан Айрапетян
Пленарная сессия форума «Город. Человек. Будущее». Фото: Вартан Айрапетян
Офисы, склады и, неожиданно, даже ретейл и курортные объекты, несмотря на вызовы времени и давление на экономику, продолжают оставаться перспективными для инвесторов на рынке коммерческой недвижимости России, об этом говорили эксперты в ходе форума «Город. Человек. Будущее», организованном Forbes Congress.

Участники сессии, посвященной коммерческой недвижимости, подвели итоги года в отрасли, сформулировали прогнозы на следующий, 2025 год и обозначили возможные точки роста.

Состояние стабильное, настрой оптимистичный

«Давление на экономику растет, но интерес инвесторов все еще не падает», — отметила Ирина Ушакова, старший директор, руководитель направления инвестиций и аналитики CORE.XP. По ее наблюдениям, несмотря на то, что неуклонно растет ключевая ставка (и в то же время — инфляция, которую по идее рост «ключа» должен обуздать), интерес к коммерческой недвижимости в 2024 году остается на уровне, сопоставимом с прошлым годом.

Ирина Ушакова, CORE.XP

«Высокий уровень ключевой ставки — не равно доходность в недвижимости. Ставка капитализации колеблется в последние 20 лет между 8% и 13%. И сейчас мы находимся примерно в том же коридоре: нижняя граница 10,5%, верхняя — 12,5%. Самые низкие ставки капитализации сейчас в офисах и в складах, в ретейле — повыше», — уточняет Ушакова.

Благотворное влияние на отрасль, как бы парадоксально это не звучало, оказал и процесс ухода зарубежных игроков, который сейчас практически завершен. Подавляющее большинство сделок заключается между российскими инвесторами и продавцами, напомнила она.

Гостеприимные берега

«Рынок оставался вплоть до 2024 года здоровым, и мы наблюдали восстановление спроса в сегменте офисной недвижимости», — говорит Владимир Иванов, управляющий партнер ГК «Спектрум». По его словам, развитие туристической инфраструктуры в регионах РФ — еще одно перспективное направление для инвесторов и девелоперов. А драйверами развития в этом направлении могут стать именно курорты. То есть все те проекты, которые связаны с индустрией гостеприимства.

В регионах есть инфраструктурный ретейл, который тоже пользуется спросом, но потенциал у недвижимости городов-курортов намного шире, не сомневается Владимир Иванов: «Что мы сегодня наблюдаем? Государство, поддерживая определенные регионы, привлекает туда бизнес, который способен организовать крупные инвестиционные проекты через потенциальное субсидирование ставки [по кредиту]».

Владимир Иванов, ГК «Спектрум» (справа)

«Например, мы следим за обширным транспортным девелопментом по всей стране. Аэропортовая инфраструктура в России создается в большинстве случаев на частные деньги. Можно сказать, это уникальная ситуация: большинство аэропортов с пассажиропотоком более миллиона человек в год в стране — частные. Благодаря улучшению транспортной доступности и программам господдержки преображаются города и регионы с курортным потенциалом», — объясняет Иванов. Чему способствует также то, что большая часть денег теперь остается в стране, и эти деньги должны работать.

Самые большие перспективы, по мнению эксперта, у территорий, расположенных на берегах Балтийского, Охотского, Черного, Каспийского, Азовского морей, а также на северных морях и Байкале, которые в ближайшие 5–7 лет инвесторы смогут превратить в великолепные курорты.

Сохранить, заработать, найти офис

Говоря про структуру вложений в коммерческую недвижимость, эксперты также отметили, что за последний год изменилась доля частных инвесторов и возросло число покупателей, которые приобретают недвижимость для использования в собственных нуждах. В 2024 году, по данным аналитиков CORE.XP, 38% приобретали объекты для себя и 62% покупателей преследовали инвестиционные цели — это самый низкий показатель за последние пять лет.

Кермен Мастиев, директор по коммерческой недвижимости компании MR Group, считает, что в офисном сегменте ключевым фактором становится интерес корпораций к приобретению качественной недвижимости для себя, для размещения компании. Сохранение этого вектора может привести в ближайшие пару лет к тому, что рынок продажи сравняется с рынком аренды: «Офисный сегмент отличается цикличностью развития с периодом 4–5 лет, и сейчас происходит первая фаза активного роста», — отмечает Мастиев. Все большой вес, по мнению эксперта, приобретает локация. Наибольший интерес вызывают объекты площадью более 10 000 кв. м, расположенные в центре, на западе и северо-западе Москвы.

Кермен Мастиев, директор по коммерческой недвижимости, MR Group
355 млрд рублей достиг совокупный объем инвестиций в офисную недвижимость Москвы за период с января по ноябрь 2024 года, подсчитали в консалтинговой компании IBC Real Estate.

«Что касается частных инвесторов, то они зачастую не понимают, зачем покупают офис, — у них нет стратегии. В зависимости от той или иной ситуации на рынке, когда объект будет вводиться, они с ней определятся: будут сдавать, перепродавать или, может быть, частично сами разместятся», — размышляет Мастиев. И описывает категории покупателей в зависимости от приобретаемой офисной площади: блоки до 150 кв. м покупают скорее в инвестиционных целях, чтобы сдавать в аренду, в сегменте от 150 кв. м до 1000 кв. м покупатели делятся 50 на 50. Половина компаний берет такие площади для себя, половина опять же преследует спекулятивные цели. Но когда речь заходит о покупке одного или нескольких этажей или целиком здания, то на конечной стадии строительства среди покупателей остаются только конечные пользователи, которые уже столкнулись с невозможностью арендовать качественные помещения в нужной локации. Впрочем, на начальной стадии реализации нового офисного проекта покупателями будут опять же инвесторы. 

Эксперты на форуме говорили о том, что через несколько лет проданных офисных площадей станет больше, чем арендованных. Впрочем, пока это не так, но что бесспорно — многие компании хотели бы обновить рабочие пространства или сменить офис на более современный.

Важным преимуществом новых бизнес-центров становится, по словам генерального директора COLDY Construction Константина Войнова, внедрение интеллектуальной инфраструктуры.

Константин Войнов
Константин Войнов
Генеральный директор COLDY Construction

«Перед застройщиками сегодня стоит задача создавать проекты, которые будут полностью удовлетворять современные запросы покупателей офисной недвижимости и останутся актуальными и востребованными на ближайшее десятилетие. Именно поэтому при разработке проекта бизнес-центра TALLER мы старались максимально насытить его передовыми технологиями и цифровыми решениями, создать «офис будущего», — рассказал он.

По словам Константина Войнова, цифровая инфраструктура делового центра реализуется сразу по нескольким ключевым блокам: от проектирования и строительства, где основные преимущества от использования BIM [Building Information Model, информационная модель строительного объекта] получают застройщик и будущая управляющая компания, до внедрения бесшовной цифровой инфраструктуры и создания собственного DATA-центра, главными бенефициарами которых станут уже резиденты и посетители: «Для будущих резидентов TALLER разработано онлайн-приложение, благодаря которому собственники и арендаторы смогут полностью контролировать жизнь и работу в «умном офисе». Например, забронировать переговорную, заказать пропуск для посетителя, который откроет гостю нужные двери, оставить отзыв или пожелание для сотрудников эксплуатирующей компании, заказать и оплатить дополнительные услуги. Внедрение таких технологий оправдывается: на данный момент в Западном корпусе БЦ TALLER распроданы уже почти все офисы и помещения под ретейл, в Восточном корпусе активно продаются крупные блоки и этажи.

Запросы на «умные офисы» девелоперы готовы удовлетворять, в том числе вступая в коллаборации с IT гигантами и телекоммуникационными компаниями, которые предлагают широкий набор сервисов под управлением интеллектуальных платформ. 

«Все эти инновации — часть глобальной ESG повестки, которая даже теперь, когда зарубежные компании, на которые она изначально и была рассчитана, в большинстве своем ушли с рынка, остается актуальной и востребованной, как со стороны девелоперов, так и со стороны конечных пользователей», — добавляет Анастасия Архипова, директор по коммуникациям O1 Properties, президент Ассоциации участников рынка коммерческой недвижимости по устойчивому развитию. «Вот, только «держатель» повестки сейчас не иностранные инвесторы, как мы привыкли это видеть, а государство», — отмечает она.

Изменился подход девелоперов в отношении инфраструктурного ретейла, последние несколько лет обязательного и в жилых, и в офисных проектах. Если раньше MR Group, например, традиционно, весь стрит-ретейл продавала напрямую частным инвесторам либо ретейлерам, то теперь в новых проектах все сдается в аренду, рассказал Кермен Мастиев. Управлением девелопер предпочитает заниматься сам: это сохраняет концепцию проекта.

Впрочем, инфраструктура, которая сейчас закладывается в проекты, часто избыточна. «Мы не можем сдать в аренду все в ограниченные сроки, поэтому излишки продаем. Да, цены растут, но и спрос высокий. Иногда меня удивляет такой рост цены, честно говоря, — признается эксперт. — Но инфраструктура в ЖК — это максимально привлекательный продукт. Для меня, для человека, который занимается офисами, это немножко обидно, потому что люди, которые покупают объекты стрит-ретейла, редко покупают офисы. Они считают, что это более сложный продукт, хотя, на мой взгляд, все ровно наоборот».

В целом рынок коммерческой недвижимости, по мнению ведущих игроков отрасли, не находится в стагнации, дальнейший рост стоимости и арендных ставок все еще возможен, а вместе с тем и качественные изменения новых, выходящих на рынок проектов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+