К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Внеклассная работа: нужна ли индивидуальному предпринимателю стратегия развития

Елена Андрианова. Фото: ГБУ «Малый бизнес Москвы»
Елена Андрианова. Фото: ГБУ «Малый бизнес Москвы»
Если для большого бизнеса диверсификация подразумевает вложение свободных средств и материальных активов, то для малого — идейного капитала и личной предприимчивости. Елена Андрианова переключилась с туризма на внешкольную педагогику, когда на рынке случился провал, а дочка пошла в первый класс. В результате получился успешный бизнес-проект. Разбираемся, какую роль здесь сыграли энтузиазм, расчет и поддержка ГБУ «Малый бизнес Москвы».

Летом 2006 года молодая учительница из Москвы Елена Андрианова попробовала подработать в турагентстве. И в школу уже не вернулась: «Меня вдохновила возможность понять человека и организовать путешествие так, чтобы оправдать и даже превзойти его ожидания». Она прямо на практике училась продажам, сопровождению клиентов и другим навыкам. Уже через год Андрианова начала ездить в рекламные туры по популярным направлениям, помогая агентству выбрать отели и сформировать турпредложения в России, Греции, Турции, в скандинавских и других странах. Через пару лет она занялась премиальными индивидуальными турами. «В туризме меня всегда привлекал разнообразный опыт и гибкий график, — рассказывает Елена. — Когда я родила ребенка в 2013 году, сразу перешла на фриланс».

Даже в период кризиса на туристическом рынке в 2014–2015 годах Андрианова осталась в индустрии — благодаря наработанной клиентской базе и готовности осваивать новые сегменты. Когда коллеги предложили ей заняться организацией санаторно-курортного отдыха для профсоюзов, она взялась и за это направление. Позже начала готовить еще и экскурсионные программы для корпоративных клиентов. «Я могу заниматься абсолютно разной работой одновременно, а когда включаюсь, то отдаюсь полностью проекту», — говорит Андрианова. Но в пандемию турпоток иссяк, и бывшая учительница задумалась о новом деле. Нишу подсказала насущная проблема.

И директор, и педагог

В 2020 году дочь Елены пошла в первый класс, и семье, жившей на тот момент в подмосковном Железнодорожном, не удалось выбрать в школе или поблизости комфортную группу продленного дня. Такую, где ребенок может вкусно поесть и не забудет сделать уроки, погуляет и пообщается со сверстниками, забыв о гаджетах. Личная потребность стала идеей для бизнеса.

«Может, моя позиция наивна, но я убеждена: если проект начинается из любви к делу, а не из чистого желания заработать, все складывается легко», — говорит Елена Андрианова. Тем не менее начинающая предпринимательница просчитала финансовую модель, которая позволит добиться окупаемости детского центра «Продлёнка» с учетом аренды, зарплат и кейтеринга для разных детей, в том числе с пищевыми ограничениями, — минимум 16 клиентов при платеже 22 000 рублей в месяц с каждого.

У Андриановой были собственные деньги на аренду и ремонт. Найти подходящее помещение в новостройках Железнодорожного не составило труда. Елена за месяц сделала ремонт, проштудировав заранее СанПиНы и требования к пожарной безопасности, купила мебель. К осени 2021 года у «Продлёнки» появился сайт, и Елена разработала стратегию онлайн- и офлайн-продвижения среди потенциальных клиентов, чьи дети ходят в одну из двух школ по соседству.

«Если проект начинается из любви к делу, а не из чистого желания заработать, все складывается легко».
Елена Андрианова
Елена Андрианова предприниматель

В первый год в группу для первоклассников, которые учатся в первую смену, записалось 10 человек. А в группе для 2–4-х классов второй смены в разные месяцы ходили максимум четыре школьника. Елене пришлось совмещать функции руководителя и педагога, чтобы уложиться в бюджет. Бизнесу это пошло только на пользу. «Нам важно, чтобы родители были спокойны за ребенка, а ребенок с радостью к нам шел, — поясняет предпринимательница. — Совместить их потребности — не всегда простая задача». У самой Елены изначально были высокие требования к чистоте, безопасности и организации развивающего пространства. Кроме того, она постаралась познакомиться с каждым ребенком и предложить, что нужно именно ему: кому-то помогла наладить общение с детьми, кому-то — справиться со стеснением и проявить таланты. 

Доверие уже сложившихся клиентов и онлайн-продвижение позволили «Продлёнке» на следующий учебный год набрать более 20 детей и выйти в уверенный плюс. А летом, чтобы помещение не простаивало, Елена открыла детский клуб полного дня с обширной программой: тематическими неделями, вокальной студией и школой программирования, с выходами в краеведческий музей, театр, библиотеку, боулинг, лазертаг, студию керамики, парки. Бизнес начал приносить стабильный доход.

На портале МБМ действует более 35 онлайн-сервисов, с их помощью предприниматели могут решить многие задачи дистанционно. Фото: ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Совместить интересы

Наладив бизнес-процессы и делегировав рутину наемным сотрудникам, Елена Андрианова взялась выстраивать стратегию дальнейшего развития. Узнав летом 2023 года о бесплатной поддержке предпринимателей от ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ), подведомственного столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития, она сперва прослушала вебинар, потом стала участницей бизнес-игры. Затем выбрала двухмесячную программу «Прокачай свой бизнес вместе с наставником». «Общение с опытным ментором и предпринимателями из разных сфер, особенно брейнстормы в небольшой группе, открывает новые перспективы», — уверена основательница «Продлёнки». Благодаря программе наставничества она, например, получила для своего центра статус социального предприятия, дающий региональные льготы и другие возможности. Участие в конкурсах позволило бесплатно продвигать центр на нескольких онлайн-площадках.

«Жизнь сама подсказывает и направление развития, и возможности для новых шагов. Главное — слышать свои потребности и учитывать мнение целевой аудитории».
Елена Андрианова
Елена Андрианова предприниматель

Также Елена продолжила работать в туриндустрии. «В последние годы я занималась туризмом как хобби, а программа наставничества МБМ заставила меня заново взглянуть на него как на бизнес», — делится Елена. Она сфокусировалась на экскурсионных программах для корпоративных и индивидуальных туров. Сформировала продуктовую линейку, разработала стратегию продвижения в социальных сетях, внедрила CRM-систему и буквально за пару месяцев организовала семь экскурсионных туров для корпоративных клиентов, в которых побывало порядка 300 человек, плюс несколько индивидуальных выездов.

На этом предпринимательница решила не останавливаться и теперь открывает направление, объединяющее оба бизнеса, — выездные клубы для школьников. «Дети, которые ходили к нам с 2021 года, подросли, и их родители спрашивают, что мы можем предложить в средних классах, — отмечает Елена. — В группе продленного дня они уже не нуждаются, а организовать веселые и познавательные каникулы, пока родители на работе, — по-прежнему актуальная задача». По мнению Андриановой, жизнь сама подсказывает и направление развития, и возможности для новых шагов. Главное — слышать свои потребности и учитывать мнение целевой аудитории.

Онлайн-сервис «Калькуляторы для бизнеса» позволяет быстро рассчитать сумму НДС, взносов ИП, налог по УСН. Фото: ГБУ «Малый бизнес Москвы»

На заметку предпринимателю

«Прокачай свой бизнес вместе с наставником» — двухмесячная бесплатная программа, которая помогает предпринимателям вывести бизнес на новый уровень. Под руководством наставника предприниматели смогут определить основные проблемы и пути их решения, изучить возможности для роста и развития своего дела. Программа действует с 2021 года.

«Онлайн-Академия» — платформа с доступом к дистанционному обучению в различных форматах (аудио, видео, текст) от ведущих компаний в сфере бизнес-образования. Контент представлен в четырех рубриках: «Программы и курсы», «Подкасты и аудио», «Вебинары и видео», «Бизнес-библиотека».

Кроме обучающих форматов, на портале МБМ действует более 35 онлайн-сервисов, с их помощью предприниматели могут решить многие задачи дистанционно.

Сервис «Конструктор правовых документов» позволяет грамотно с учетом действующего законодательства составить различные документы с юридически корректными формулировками — от гражданско-правовых договоров до учредительных документов. 

Сервис «Калькуляторы для бизнеса» позволяет быстро рассчитать сумму НДС, взносов ИП, налог по УСН. Кроме того, предпринимателям доступны калькуляторы для расчета выплат по трудовым договорам, отпускным и пени по налогам или гражданско-правовым договорам. 

Сервис «Профильные консультации» — индивидуальные рекомендации по маркетингу, продвижению в соцсетях, настройке рекламных кампаний и работе сайтов от экспертов МБМ. Консультация с экспертом проходит онлайн в удобное для бизнесмена время и длится не более полутора часов.

Онлайн-сервис «Бизнес-боксы» представляет собой бесплатные пакетные предложения от ведущих игроков отечественного рынка цифровых услуг. С их помощью московские компании, индивидуальные предприниматели бесплатно получают эффективные инструменты, которые помогут как на старте, так и при оптимизации текущих процессов и выводу бизнеса на новый уровень его развития.

Геоаналитический онлайн-сервис «Оценка потенциала локации» позволяет проанализировать определенное местоположение в пределах города Москвы по ключевым бизнес-показателям: данным по конкурентам, потенциальным покупателям и емкости рынка. Анализ локации доступен для 47 бизнес-отраслей, таких как торговля, общественное питание, бытовые услуги и других.

123100, город Москва, проезд Шмитовский, 2, стр.1; ОГРН 1127746300550

Реклама
ГБУ «Малый бизнес Москвы»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+