К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Екатерина Солнцева, Росатом: «Новый язык коммуникаций с молодежью — вызов для всех»

Фото: Пресс-служба Росатом
Фото: Пресс-служба Росатом
Популяризация науки и повышение значимости научно-исследовательской работы должны стать вызовами и для государственных институтов, и для бизнеса, убеждена Екатерина Солнцева, директор по цифровизации Госкорпорации «Росатом». Как сформировать новые связи между «физиками» и «лириками» и как этому может способствовать новый художественный язык и креативный инструментарий — в колонке эксперта.

«Будущие технологии: или мы сегодня, или завтра за нас» — именно так был поставлен вопрос на одной из сессий ПМЭФ-2024, на которой мы с коллегами почти половину отведенного времени обсуждали вопросы… культуры и творчества. Что общего между глобальным соперничеством в области технологий завтрашнего дня и искусством? Дискуссия, в которой приняли участие ученые, представители бизнеса и известные деятели культуры, показала, что связь здесь самая прямая. 

На новом витке конкуренции между ведущими странами значимость качества национальных экосистем, позволяющих раскрыться талантам ученых и исследователей, растет. И подпитывать эту среду необходимо самыми разными средствами. В том числе художественными. В истории нашей страны такой опыт есть. 


Сегодня мы находимся в очередной фазе жесткого технологического соревнования с зарубежными оппонентами. А значит, самое время вспомнить о том, как искусство помогало технологическому подъему в СССР


В Советском Союзе научные достижения приводили к победам, которыми гордилась страна. Первая советская атомная бомба, созданная в 1949 году. Запуск первой в мире промышленной АЭС в 1954-м и первого искусственного спутника Земли в 1957-м. Первый в мире атомный ледокол «Ленин», введенный в эксплуатацию в 1959-м. Наконец, первый полет человека в космос в 1961-м. Это были достижения ученых, «физиков». Но рядом с ними стояли и «лирики»: те, кто рассказывал о достижениях отечественной науки и техники художественным языком. Это сотрудничество не было случайным, ему предшествовала серьезная подготовка. 

Еще в 1935 году Академия наук взялась за популяризацию науки, создав комиссию по научно-популярной литературе. Возглавил ее физик, академик С. И. Вавилов, позже ставший президентом АН СССР. Уже во время войны, несмотря на сложность обстановки, были сформулированы принципы государственной научно-технической политики, а 27 сентября 1944 года вышло постановление ЦК «Об организации научно-просветительской пропаганды». В 1947 году заработало общество «Знание», целью которого было массовое образование населения в области научной деятельности. И это дало свои плоды. Создавались научно-популярные журналы, тираж самого известного — «Наука и жизнь» — достигал 3 млн экземпляров. Наука была в моде, дети мечтали стать учеными. 

Екатерина Солнцева
Екатерина Солнцева
директор по цифровизации Росатом

«Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне, — писал поэт и переводчик Михаил Слуцкий в 1959 году. — Так что даже не обидно, а скорее интересно наблюдать, как, словно пена, опадают наши рифмы. И величие степенно отступает в логарифмы».

В начале 1960-х годов произведения о науке и ученых стали появляться в кинематографе и литературе. Привлекательные и романтические образы ученых и исследователей формировали в обществе отношение к науке как к переднему краю борьбы за счастье человечества. 

В 1962 году вышел роман «Иду на грозу» Даниила Гранина, ставший бестселлером своего времени. Описания таинственного мира физиков, исследующих атмосферное электричество, дискуссии о возможностях кибернетики, о роли науки и ученых в стране обеспечили огромный интерес к книге, в первую очередь у молодежи. Естественно, по книге был снят фильм, и на роль одного из двух героев-антагонистов приглашен один из самых популярных тогда актеров — Василий Лановой.

Эти и другие произведения советских авторов отзываются и в современности. 

Так, на сессии ПМЭФ-2024 мы с коллегами не единожды вспоминали один самых известных советских фильмов — «Девять дней одного года» Михаила Ромма, который вышел на экраны в том же 1962-м. 

О достоинствах этой великой картины сказано и написано очень многое. Но главная ее ценность, на мой взгляд, — достоверность. Конечно, прежде всего, достоверность художественная. Но не менее важна и достоверность сюжета. За это мы должны быть благодарны нобелевскому лауреату по физике 1958 года Игорю Тамму, который подсказал Ромму сюжет и выступил научным консультантом фильма. И получился прекрасный пример сотрудничества «физика» и «лирика».

По итогам опроса зрителей журнал «Советский экран» признал картину лучшим фильмом года, а массовый зритель назвал ее лучшим фильмом о героях науки. Алексей Баталов, который сыграл физика-ядерщика Дмитрия Гусева, был признан лучшим актером года именно за эту роль. Именно массовый зритель назвал лучшим фильмом картину о героях науки. Подражать ученым, быть на них похожими хотели тысячи молодых ребят, подававших документы в приемные комиссии технических вузов страны. 

Сегодня в России формируется новая среда поддержки исследований и разработок. В рамках Десятилетия науки и технологий в РФ (2022–2031), объявленного главой государства, реализуется множество интересных инициатив. Цели этой работы обозначены ясно: привлечь талантливую молодежь в сферу научных исследований и разработок, сделав информацию о достижениях нашей науки максимально доступной. 


В числе проектов, в реализации которых участвует Росатом, — «Форум будущих технологий», учрежденный по инициативе Президента России. А также Конгресс молодых ученых и новая российская национальная премия в области будущих технологий «Вызов». Для привлечения в российскую науку талантов буквально «из-за парты» в российских школах третий год проводится «Урок цифры» по квантовым технологиям, охвативший за это время более 5 млн школьников


Но вопрос о сотрудничестве нынешних «физиков» и «лириков» остается открытым. Использовать опыт прошлого не значит дословно повторять его. Да, фильм Михаила Ромма интересно смотреть и сегодня.  Но очевидно, что современные условные «Девять дней одного года» будут выглядеть иначе. Как это может быть?

С молодой аудиторией необходимо говорить на новом языке. На языке новых каналов и средств коммуникации. В новых жанрах и в новой стилистике. Такой язык еще только предстоит выработать. И это вызов для всех нас. Для «физиков» — как для постановщиков задачи, и для «лириков», которые благодаря цифровой технологической революции получили доступ к невиданным ранее изобразительным возможностям. 

Как рассказать молодому поколению новую историю о технологиях и об увлекательном жизненном пути ученого в современном мире, как сделать ее захватывающей, достоверной, убедительной?  Как не сфальшивить, взять верную ноту и убедить молодых, что создавать технологии будущего в нашей стране, укреплять наши позиции в научном мире не только интересная и ответственная задача, это и правильный выбор жизненного пути?

«В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха, но это особенно справедливо для научно-исследовательской работы».
Ирен Жолио-Кюри лауреат Нобелевской премии

В рамках Десятилетия науки и технологий предусмотрена реализация проектов, направленных на популяризацию современного научного знания и технологических достижений, в том числе и через художественные формы и средства креативных индустрий. На мой взгляд, «физикам» и «лирикам» давно пора не только эпизодически встречаться на крупных форумах, но и наладить постоянное взаимодействие для предметного сотрудничества в поиске новых тем, конфликтов, проблем, нового художественного языка популяризации современной науки. 

Нам есть над чем поработать вместе. Ведь… или мы сегодня, или завтра за нас!


Официальные аккаунты «Цифровой Росатом»

ВКонтакте

Telegram

Дзен

RuTube

YouTube

TenChat

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+