Владимир Жуков, «Норникель»: «Устойчивое развитие — драйвер стратегических инициатив»
В этом году «Норникель» отмечает 20-летний юбилей выпуска отчетности о нефинансовых результатах. Компания одной из первых в России начала делиться не только финансовой и операционной информацией, которая интересует акционеров и инвесторов, но и нефинансовой — для более широкого круга стейкхолдеров, включая потребителей продукции, сотрудников, местных сообществ, органов власти и других партнеров.
Мы продолжаем повышать качество раскрытия нефинансовой информации. В дополнение к отчету об устойчивом развитии были выпущены еще три: об изменении климата, об ответственной цепочке поставок, по правам человека.
Такое расширение раскрытия контрастирует с действиями ряда других российских компаний, которые, наоборот, после введения санкций, воспользовались благоприятным поводом и сократили объем раскрытия информации.
В нашем случае, мы продолжаем идти навстречу запросам наших заинтересованных сторон. Треть нашей продукции по-прежнему идет в Европу и Америку, которые продолжают предъявлять жесткие требования к устойчивым поставкам приобретаемых сырья или товаров.
Азиатские партнеры и, прежде всего, китайские, на которых приходится более половины нашего экспорта, очень быстро учатся. Причем учатся так, что зачастую обгоняют европейских и американских конкурентов с точки зрения требований в области устойчивого развития и экологических стандартов. К примеру, пока в Европе и США обсуждают, надо ли вводить обязательное раскрытие нефинансовой информации, биржи в Шанхае и Шэньчжэне уже постановили, что с 2026 года все местные компании с листингом у них будут обязаны раскрывать нефинансовую отчетность. Напрямую это нас пока не касается, но очевидно, что эти требования бирж — индикатор вероятного ужесточения правил для иностранных поставщиков продукции в Китай.
Что касается нашей стратегии в области устойчивого развития, за последние пару лет появились новые серьезные вызовы. Если раньше основной риск был связан с резкими колебаниями цен на нашу основную продукцию, то теперь добавились так называемые «добровольные санкции» со стороны покупателей нашей продукции, а также поставщиков оборудования и технологий из недружественных стран.
В этих условиях мы были вынуждены начать пересмотр наших тактических и стратегических планов. При этом наши ключевые проекты и стратегические цели остались неизменными.
В частности, мы продолжаем реализацию серной программы в Норильске, предполагающую кардинальное сокращение выбросов диоксида серы. Программа входит в федеральный проект «Чистый воздух» и имеет для нас первостепенное значение. В прошлом году были запущены установки по улавливанию серы из газов Надеждинского металлургического завода в Норильске. Первые результаты оказались лучше ожиданий: эффективность работы первой технологической линии превышает плановые показатели и достигает 99,6%. В этом году сокращение выбросов в Норильском промышленном районе, по нашим оценкам, составит порядка 20%, а к 2025 году достигнет 45%.
Недавно Совет директоров Норникеля принял актуализированную экологическую стратегию до 2031 года, в рамках которой были расставлены приоритеты. Коллеги любят проводить аналогию из фигурного катания, где есть обязательная и произвольная программы, при этом важны обе: не исполняешь произвольную программу — не набираешь баллов.
В обязательную программу, помимо серной программы, вошло все, что касается воздуха, воды, отходов, хвостохранилища, почвы, биоразнообразия и требования бирж металлов.
К примеру, в сотрудничестве с сибирским отделением РАН реализуется «Большая норильская экспедиция». Группа ученых из разных областей науки высаживалась в наших регионах присутствия и комплексно изучала окружающую среду, начиная от растений до насекомых, животных и птиц. Таких системных и масштабных исследований не проводилось с советских времен. На основе этих наблюдений мы создали индекс биоразнообразия, который используется в качестве одной из целей нашей долгосрочной экологической стратегии.
Промышленная безопасность и охрана труда остаются нашим главным стратегическим приоритетом. Наши стратегические цели — недопущение крупных экологических происшествий и достижение нулевой смертности на производстве.
Социальная ответственность также остается в числе наших стратегических приоритетов. «Норникель», как и другие промышленные компании, сегодня заинтересован в удержании и привлечении квалифицированной рабочей силы. Мы понимаем, что создание и поддержание комфортного уровня жизни в ключевых городах нашего присутствия является необходимым условием и важным конкурентным преимуществом.
В рамках этой социальной стратегии мы продолжаем реализовывать программу реновации Норильска как часть федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В соответствии с Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве в целях реализации комплексных мер социально-экономического развития муниципального образования г. Норильск на период до 2024 года и перспективу до 2035 года, мы планируем направить более 80 млрд рублей на реновацию жилья и жилищно-коммунального хозяйства города, развитие социальной инфраструктуры и переселение горожан в районы с благоприятными климатическими условиями.
В дополнение к этому, компания также планирует реализовать ряд других социальных проектов в Норильске, включая такие проекты, как создание многопрофильного образовательно-культурного комплекса «Лицей имени В. И. Долгих», концепция которого строится на философии школы как института взросления, обновление кампуса Заполярного университета, строительство Ледового дворца и ряд других.
В заключение хочу сказать, что повестка устойчивого развития остается важной составляющей наших стратегических инициатив и крупных инвестиционных проектов.