К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Игровая площадка

Игровая площадка
Киберспорт в России официально признан спортивной дисциплиной и с каждым годом становится все популярнее. И профессионалы, и любители видеоигр часто собираются в офлайне, чтобы потренироваться перед крупным турниром или просто расслабиться в приятной компании. Разбираем феномен популярности киберарен на примере одного из самых заметных игроков этого рынка — Компании Colizeum.

Киберспорт считается одной из самых простых дисциплин для начинающих. Порог вхождения выглядит низким: достаточно установить на компьютер одну из десятков популярных игр и пройти уровень, чтобы считаться геймером. Но профессиональным игрокам нужны качественное «железо» и навыки командной игры. Все это обеспечивают киберспортивные арены, которые становятся все популярнее. В городах России и СНГ такие арены все чаще открывают по франшизе Colizeum.

Colizeum в 2017 году создали Николай Антонов, Дмитрий Смуров и Алексей Локонцев, на счету которого уже была успешная сеть франшиз в другой отрасли — барбершопы TOPGUN. Первую арену открыли в Туле, родном городе Локонцева. Объект в торговом центре окупился за восемь месяцев при стартовом вложении в 6 млн рублей.

Обкатав процесс запуска, предприниматели начали осваивать другие регионы. Оказалось, что потребность российских городов в кибераренах крайне высока, посетители Colizeum возвращались в залы снова и снова. Стало понятно, что это «золотая жила» для новой франшизы.

Кто и зачем посещает киберарены

Как показали результаты опроса завсегдатаев киберспортивных арен, основной мотив для визита в такой клуб — общение.

Сидя дома, невозможно полностью проникнуться атмосферой настоящего игрового действа, увидеть живой отклик партнеров или соперников, найти новых друзей в реальной жизни, мгновенно поделиться советом или объединиться в новую команду.

Игроки приводят в пример поход в ресторан: всегда можно заказать еду на дом через доставку, но не получится добиться той же атмосферы. Социализация — ключевая причина востребованности киберарен. «В основном наши гости — это мужчины от 16 до 35 лет. У них есть возможность поиграть и дома, но они приходят в клубы провести время с друзьями, чтобы поиграть вместе, — так веселее», — рассказывает управляющий партнер Colizeum Николай Антонов.

Особенно актуально живое общение стало после пандемии. По словам Антонова, она никак не повлияла на франшизу: большинство арендодателей не требовали аренду за то время, когда клубы были закрыты во время карантина. Воспользовавшись затишьем, в них обновили ремонт и технику. На время пандемии управляющая компания отменила выплату роялти и начала проводить онлайн-турниры, чтобы не потерять контакт с аудиторией. Решение окупилось: после пандемии игроки хлынули в клубы, так что ни одна арена не закрылась. Напротив, киберарены открываются во все новых городах.

Нюансы кибербизнеса

Социальная жизнь — не единственная причина, по которой игроки выбирают киберспортивные арены вместо игры дома. Не каждый может себе позволить комплект качественной периферии мышка-клавиатура-наушники стоимостью более 30 000 рублей. Для Colizeum это стандарт технического оснащения: компания подписала контракты с производителями техники на особых условиях, благодаря которым франчайзи получают устройства по сниженным ценам. Это помогает экономить на первом, самом сложном витке жизни нового бизнеса — вложении в обустройство киберарены.

Мониторы домашних компьютеров также не сравнятся с теми, что установлены в Colizeum, — от 240 hz, что делает картинку более плавной и четкой. «Играя из дома, геймер ограничен частотой кадров своего монитора, — объясняет управляющий партнер сети Colizeum Дмитрий Смуров. — В остальных характеристиках компьютеров разница еще более заметна. Мы же устанавливаем профессиональные компьютеры стоимостью в сотни тысяч, если не миллионы рублей. Геймеры замечают существенную разницу в производительности и выбирают киберарены для игр, требовательных к «железу».

Отклик системы на действия геймера — еще один важный фактор. Профессиональные игроки избегают связываться с облачным геймингом, выбирая киберспортивные арены, поскольку им важен мгновенный отклик. При игре в Colizeum каждое нажатие клавиши клавиатуры или мыши сразу передается напрямую в игру — и действия происходят моментально. В случае с облачными решениями в схему между процессором и игрой вступают еще два промежуточных звена: передача команд по сети и обработка на сервере в облаке. Это в разы замедляет отклик. Далекому от гейминга человеку задержка может показаться незначительной — менее секунды. Но для геймера, как и для любого спортсмена, это время критично. В многопользовательских играх, а тем более шутерах, промедлив долю секунды, персонаж выбывает.

На момент запуска Colizeum в компьютерных играх разбирался только один из партнеров — Алексей Локонцев. В самих компьютерах не разбирался никто. «Все возможные ошибки мы допустили при запуске первой арены в Москве, — признается Николай Антонов. — Например, на старте мы размещали в клубах проекторы, но со временем стало понятно, что игроков не интересуют трансляции в таком формате. Поэтому мы их продали и теперь не рекомендуем их ставить. Первые клубы мы открывали за 23 млн рублей — сейчас на эти деньги можно открыть два Colizeum».

К примеру, для непрерывной работы киберарене требовался канал электричества в 100 киловатт. Такой канал был в торговом центре, где обосновался Colizeum, но только расположен он был в другом конце здания. Кабель пришлось спешно перетягивать. Все нюансы, обнаруженные опытным путем, учли при запуске франшизы. Теперь расположение канала электричества проверяется в первую очередь — это стало одним из пунктов чек-листа, по которым управляющая компания Colizeum проверяет потенциальные помещения на пригодность к открытию новой киберарены.

Где расположены клубы

В плане подбора нужной локации франчайзер в обязательном порядке ассистирует каждому партнеру. 

За время существования франшизы компания сформировала единый пул технических требований к будущей киберарене.

Мощность 150 Ватт на метр, канал интернета 0,5–1 Гб, обязательное наличие вентиляции с охлаждением, минимальная площадь помещения в зависимости от количества компьютеров.

Другими словами, не все здания подходят для того, чтобы открывать в них клуб. Место должно отвечать техническим требованиям, быть проходным и удобным для потенциальных клиентов. Чаще всего киберспортивные арены запускают в торговых центрах и рядом с вузами. «В зависимости от типа локации будет разная публика. Например, в торговом центре много семейной аудитории, потому что пока мама в салоне, папа с сыном заходят поиграть в PlayStation. А рядом с вузом будет много студентов», — рассказывает Антонов.

При подборе помещения команда Colizeum анализирует трафик, интенсивность торговли в соседних локациях, сопоставляет данные с тепловой картой и выявляет самые удачные места для открытия. По договору франчайзер обязуется предоставить партнеру минимум 10 вариантов помещений. Как правило, проблем с этим нет: арендодатели заинтересованы в сотрудничестве — киберспортивные клубы привлекают в торговые центры молодую аудиторию.

Даже в Мурманске, арктическом городе, где не так много коммерческих помещений, удалось выбрать оптимальную площадку. Антонов вспоминает, что там франчайзи-партнер был готов открыть арену в полуподвальном помещении жилого дома — но его успели отговорить. Сотрудники Colizeum проанализировали ситуацию и договорились об аренде помещения в центральном торговом центре. В результате киберарена на 50 компьютеров сейчас входит в топ киберспортивных клубов в Арктике и выдает высокие финансовые показатели, сопоставимые с доходами арен в мегаполисах.

Чем интересны турниры

Турниры — главный драйвер внимания и притока новых посетителей для любой киберарены. В Colizeum на соревнования приходится 20% общего времени посещения, но они генерируют больше половины выручки. Турниры проводятся преимущественно утром и днем, что позволяет сбалансировать трафик более равномерно. В среднем мероприятия длятся четыре часа, участники приходят заранее, чтобы подготовиться к игре. Информация о турнирах транслируется на все мониторы клуба, поэтому нередки ситуации, когда гости после сеанса обычной игры принимают в них участие. Так как Colizeum сотрудничает с профессиональными геймерами и тренерами, турнирная активность может рассматриваться как социальный лифт для игроков. Успешно проявив себя на соревнованиях, молодые люди открывают для себя возможность зарабатывать на видеоиграх. По мере роста собственных доходов они генерируют дополнительную выручку и для Colizeum — больше тренируются на профессиональном оборудовании. На волне популярности соревнований в Colizeum появился формат «Турниры каждый час». Они проходят круглосуточно, призы разыгрываются среди гостей. Ежемесячно сеть проводит минимум 30 турниров с призовым фондом от 30 000 до 100 000 рублей. Призовой фонд формируется за счет роялти — никакой дополнительной оплаты со стороны предпринимателя, открывшего киберарену по франшизе, не требуется. Между турнирами в Colizeum компьютеры чаще всего заняты тренирующимися геймерами, а также компаниями друзей. Среднее время посещения клубов — три часа.

Как выстроен бизнес

На начало 2023 года в сети открыто и успешно работает 350 арен в 18 странах, они оснащены 10 498 компьютерами. Ежемесячно арены посещают 950 000 человек. Популярность киберспорта позволяет говорить о расширении сети: на будущий год в Colizeum рассчитывают на 20 стран присутствия и увеличение количества посетителей до миллиона в месяц. 

Среди стран присутствия не только предсказуемые члены СНГ, но и Европа, в том числе Польша и Венгрия. А после миграционной волны из России Colizeum появился в ОАЭ и Таиланде.

Клубы открыли переселенцы из России. В некоторых странах клубы называются Cyberium — название адаптировано для удобства местных пользователей. Оформление остается фирменным, в едином стиле и цветах.

Бизнес организован так, что франчайзи может стать даже начинающий бизнесмен. Управляющая компания поддерживает его на всем жизненном цикле. На старте франчайзи получает помощь с маркетинговым планом, дизайн-проектом и ремонтом. Франчайзер связывается с поставщиками оборудования и организует поставки, а также проводит обучение персонала; затем берет на себя рекламу и привлекает для раскрутки блогеров.

Новички также получают контакты профессиональных тренеров по киберспорту, чтобы устраивать мастер-классы и открытые сессии для геймеров, которые хотят развивать навыки. После открытия арены менеджеры со стороны Colizeum обеспечивают техническую поддержку. Она налажена таким образом, что франчайзи может контролировать работу арены с мобильного телефона: бизнес-процессы полностью автоматизированы, за счет чего ареной легко управлять.

«Открывая Colizeum, я хотел избавиться от болей, которые преследовали меня в другой франшизе, сети барбершопов. После ее запуска я столкнулся с тем, что высококвалифицированный персонал то и дело шантажирует меня увольнением ради повышения зарплаты и вообще считает, что я ему должен по жизни. Я не люблю, когда люди не ценят того, что я делаю, не видят работы по привлечению клиентов, например, думая, что все клиенты их, — рассказывает Алексей Локонцев. — Поэтому я решил, что следующий мой бизнес не будет зависеть от капризов квалифицированных сотрудников. Так появился Colizeum. Его персонал — уборщица, администратор, который умеет считать и вежливо общаться с посетителями, а также человек, способный настроить игру на компьютере. Обучение занимает не более часа».

На какую доходность рассчитывать

Среднее время запуска Colizeum по франшизе — 45 дней, окупаемость — от 12 месяцев, подсчитал Антонов. В зависимости от финансовой модели паушальный взнос может составлять от 500 000 рублей до 2,5 млн рублей: итоговая сумма зависит от количества компьютеров, которое хочет установить франчайзи. Часть паушального взноса передается в благотворительные фонды и детские дома.

«Суммарно для открытия арены потребуется от 4,5 млн рублей инвестиций по финансовой модели Camp с прогнозируемой прибылью 352 000 рублей в месяц, — рассказал Дмитрий Смуров. — Для более состоятельных франчайзи есть вариант Premium — 21,7 млн рублей стартовых инвестиций с прогнозируемой прибылью 2 млн рублей в месяц. Средний формат обойдется в 11 млн рублей с чистой прибылью 1 млн в месяц».

Разница — в размере игрового зала, количестве закупаемого оборудования, мощности компьютеров и консолей, а также в различных условиях для кибертренировок. К примеру, в пакет Premium входят барная зона с официантом, консьерж-сервис и персональная система хранения — такая модель подходит для столиц и других крупных городов.

Курс валют на бизнес после запуска уже не влияет. Киберспортивный клуб — это не ресторан, где нужно регулярно закупать продукты и оплачивать их доставку, сравнивает Локонцев. Компьютеры закупаются на старте, а затем ежедневно работают, не требуя индексации или ежедневного пополнения меню.

«Этим хорош киберспортивный бизнес: он не требует ежедневных затрат, не зависит от внешних факторов, а маржа не падает от того, что вырос доллар или кто-то перестал поставлять компьютеры. У нас час всегда стоит условно 100 рублей. Клиенты приносят эти деньги ежедневно. При оплате пяти часов стоимость падает до 70 рублей, чтобы каждый геймер смог это себе позволить», — объясняет экономику Дмитрий Смуров.

Как будет развиваться сеть

За время существования франшизы Colizeum накопил экспертизу и в области гейминга, и в бизнесе. Часть опыта привнесли из смежных отраслей. К примеру, премиальная направленность TOPGUN повлияла на обслуживание в Colizeum: помимо игры, здесь продают энергетические напитки и питательные батончики собственной линейки, что позволяет генерировать дополнительный доход и образует еще одну составляющую устойчивого и прибыльного бизнеса франчайзи. При этом сеть постоянно развивается — то, что пару лет назад казалось крупным проектом, сейчас стало стандартом. Так было с киберареной в Орле: три этажа, большая сцена, отдельная зона для стримов, лаундж-зона. На момент запуска такой клуб был единственным в сети, к 2023 году киберарены такого масштаба стали привычными.

В декабре 2022 года открылся самый большой Colizeum площадью 5000 кв. м с сотней компьютеров внутри. А в июле 2023 года на юго-западе Москвы открылась арена, оформленная по обновленным стандартам: 55 мощных компьютеров, экраны на кронштейнах, большая лаундж-зона, зоны для игры с дивана для четырех игроков одновременно и гибридная система с огромным количеством игр.

План на 2023 год — 73 новые точки. «Наша цель — тысяча Colizeum. Чтобы никто больше не претендовал на рынок киберспортивных арен в России. Это позволит нам создать самый большой призовой фонд: мы уже выделяем на него 1% от оборота сети, — делится планами Алексей Локонцев. — Colizeum каждый месяц вкладывает в киберспортивные турниры по 2,5 млн рублей. И чем масштабнее будет наша сеть, тем больше будет призовой фонд».

Одновременно управляющая компания привлекает внимание молодой аудитории регулярным сотрудничеством с инфлюенсерами, популярными среди подростков и людей до 30 лет. Это повышает узнаваемость бренда и привлекает в клубы новую аудиторию. «Colizeum — недешевая франшиза, — резюмирует Локонцев. — Но она стоит своих денег, так как позволяет быстро наладить предсказуемую прибыльность и ни от кого не зависеть. Аудитория киберспорта весьма молода — играет каждый третий ребенок или подросток. А значит, очень скоро во всех городах России подрастут новые постоянные клиенты Colizeum».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+