Поддержка и опора: как франшиза помогает магазинам у дома пережить кризис
Формат магазинов у дома имеет большой потенциал, он всегда будет востребован. Никакая доставка не заменит мини-маркет: по дороге домой люди заходят туда за молоком и хлебом, а гуляя по городу — за водой и перекусом. Более того, даже в нынешний кризис формат магазинов у дома устойчиво растет: по данным Nielsen, в первой половине 2023 года объем продаж мини-маркетов в общих продажах FMCG вырос на 21,1% в денежном выражении и на 16,5% — в количестве проданных артикулов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Быстрее растут только онлайн-продажи: на 24% и 25,3% соответственно. Таким образом, небольшие продуктовые магазины — это тот бизнес, в который можно и нужно сейчас вкладываться.
Наши партнеры — франчайзи, которые открыли уже хотя бы один магазин «Фасоль», — проще и быстрее принимают решение о расширении бизнеса, чем те, кто делает это в первый раз. Более 12% франчайзи являются мультионерами — это те, кто открыл несколько магазинов, создавая собственную сеть внутри сети. Они видят в компании METRO того партнера, в котором можно быть уверенным в любой ситуации. Например, специально для партнеров «Фасоль» METRO предлагает специальные цены на закупку товаров, и дополнительные кредитные линии, и кешбэк при покупке товаров, и, что очень важно, — инвестиции до 600 000 рублей в партнера при открытии второго и последующих магазинов.
Одно из важных преимуществ — это гибкость модели. Можно, как при работе с конструктором, выбрать и составить тот вариант, который подойдет конкретному партнеру в конкретной ситуации. Тут речь идет и о формате (торговой площади, ассортименте), об оборудовании (новое ли оно или то, которое уже было в торговой точке), размере инвестиций и т.д. Это гибкий и разумный подход к франшизе, который не предполагает навязывание условий, но при этом подстраивается под определенного партнера, чтобы его бизнес был успешным.
Мы не ставим перед собой цели просто открыть магазин с вывеской «Фасоль», для нас важно помочь партнеру развивать свой бизнес. Современные тенденции показывают, что успешными будут те, кто способен быстро адаптироваться под текущие реалии. Это те компании, у которых есть собственная стратегия развития бизнеса, есть план, ориентированный на снижение затрат и увеличение продаж. Есть внутренний анализ данных, показывающий клиенту, на каких категориях нужно фокусироваться, чтобы обеспечить устойчивый бизнес. Со своей стороны, так как METRO обладает большой экспертизой, мы понимаем, что важно не оставлять без внимания партнеров, открывающих магазины «Фасоль», а помогать им, работать с ними над планом развития, анализировать ассортимент, выкладку, маркетинговые акции и т.д. Я считаю, что поддержка — это то, что наиболее важно сейчас для франчайзи. Вместе можно преодолеть вс
Должна ли франшиза быть гибкой
Преимущество продуктовой франшизы в том, что она всегда будет актуальна. Это непростой бизнес, в котором важна гибкость, ведь клиентские запросы и рыночная ситуация постоянно меняются. Мы считаем, что франчайзи должен получать все, что может упростить ему жизнь, — от бизнес-плана и помощи в поиске помещений до IT-решений и советов по подбору персонала. При этом франшиза не всегда должна диктовать жесткие условия. Хорошая франшиза — это конструктор, из которого каждый сможет составить подходящую для себя модель. К примеру, у франшизы «Фасоль» на выбор есть разные форматы со своим набором условий: магазин у дома, киоск, автоматизированный «Экспресс» без продавцов и другие. Именно от выбранного формата будет зависеть размер инвестиций, стоимость оборудования, средний чек и т. д.