Бриллианты как инвестиция: во что вкладываться и как хранить
Чем отличаются инвестиционные бриллианты
Инвестиционными бриллиантами называют камни, объем и доступность на мировом рынке которых ограничена. Предельное количество подобных бриллиантов не растет, а даже снижается, объяснили эксперты алмазного рынка. Среди причин лимитированного предложения — малое число бриллиантов такого типа и истощение месторождений.
«Ключевую роль играют красота, эксклюзивность и редкость, — рассказали основатели фамильного бренда I'll Mestiere Di Shuvalov Арина и Евгений Шуваловы. — В соответствии с этим бриллианты делятся на две категории: бесцветные и цветные. Бесцветные дешевле; в этом сегменте стоит обратить внимание на камни от 5 карат. Дороже стоят бриллианты с выдающейся чистотой и прозрачностью. Цветные бриллианты — более высокий класс: обычно они стоят от $200 000 (около 19,4 млн рублей — сентябрь 2023). Если бесцветный бриллиант в 1 карат в среднем стоит $15 000 (около 1,45 млн рублей), то природный розовый того же веса может стоить $1 млн (около 97 млн рублей). Ну а красные и зеленые бриллианты не имеют потолка по цене, потому как таких камней в мире единицы».
Отличить «обычный» бриллиант от инвестиционного не всегда возможно. По словам основателя ювелирной компании Izmestiev Diamonds Сергея Изместьева, далеко не все камни дорожают со временем. Распознать бриллиант с потенциалом роста цены — нетривиальная задача, для решения которой часто привлекают узкоспециализированных экспертов — геммологов.
Эксперты часто объединяют рынок инвестиционных бриллиантов с рынком других камней — драгоценных и полудрагоценных. К примеру, шпинели и турмалины при одинаковом весе с бриллиантами могут стоить даже дороже из-за своей уникальности, привела пример Арина Шувалова.
«Цветные камни оценивают по красоте, редкости, цвету и чистоте. Иногда даже небольшой оттенок может значительно повлиять на стоимость. Менять цены может и геополитика. Скажем, если какое-то важное месторождение становится недоступным — и редкость мгновенно увеличивается. Например, турмалин Параиба, найденный в Бразилии в 80-х годах, за последние пять лет вырос в цене в десятки раз, так как месторождение исчерпано. Сегодня цветной камень может стоить $1500 за карат, а через год — уже $3000», — разъяснил Евгений Шувалов (около 145 500 — 291 000 рублей).
По мнению основателя ювелирной компании Isakov Jewelry Виктора Исакова, рынок инвестиционных бриллиантов достаточно консервативен: в нем не происходит резких скачков спроса, а предложение этот спрос удовлетворяет. «Исключением были коронавирусные времена, когда спрос на бриллианты по миру резко упал — как на ювелирные, так и на инвестиционные, — вспомнил Исаков. — Тогда добывающим компаниям пришлось снизить предложение на рынке, чтобы не обрушить цену».
Доходность и срок окупаемости
Главным достоинством инвестиционных бриллиантов в I'll Mestiere Di Shuvalov назвали привязку стоимости к валюте. «В России сделки с бриллиантами осуществляются в рублях, но цены всегда рассчитываются по текущему курсу доллара», — уточнила Арина Шувалова. В качестве примера доходности инвестиций в бриллианты Сергей Изместьев привел динамику цен на редкие розовые бриллианты: за последние 10 лет их стоимость выросла более чем в четыре раза.
«Вкладываться в бриллианты имеет смысл, так как это постоянно растущий в цене продукт. Но не стоит рассчитывать на быструю прибыль, — предупредил основатель ювелирной компании Isakov Jewelry Виктор Исаков. — Средний рост стоимости инвестиционных бриллиантов не превышает 3–5% в год. И если учесть комиссию брокера при покупке, то ждать окупаемости придется не менее 3–4 лет. Я бы рекомендовал инвестиции в бриллианты тем, кто хочет, скорее, сохранить деньги, а не приумножить».
«Инвестиционный цикл от приобретения до прибыльной продажи бриллианта может занимать десятилетия. Первый незначительный рост цены можно наблюдать в первые пять лет», — указал Евгений Шувалов.
При этом актив защищен от систематического удешевления, убежден Сергей Изместьев: «Если обратиться к опыту прошлых лет, то цены на бриллианты растут во времена кризисов и катаклизмов, демонстрируя свою защитную функцию. После 11 сентября, после Фукусимы, после коронавируса цены на широкий спектр бриллиантов значительно росли». По логике эксперта, снижение цен на бриллианты может быть только кратковременным.
Рыночные тренды и размеры бриллиантов
В 2022 году цены на белые бриллианты активно росли весной: в моменте положительная динамика достигала 25%. После этого котировки откатились назад и к концу года ушли вниз на 5% по сравнению с началом года. В 2023 году нисходящий тренд продолжился: цены потеряли еще 15%. «Падение цены обусловлено низким спросом на природные бриллианты. Это произошло на фоне переживаний по поводу восстановления мировой экономики, а также широкого распространения искусственных бриллиантов», — объяснил Изместьев.
Сложившаяся ценовая конъюнктура открывает перед инвесторами возможности вложений в бриллианты по цене существенно ниже пиковых значений. Специально для таких инвесторов Виктор Исаков составил чек-лист о том, как грамотно организовать процесс:
«Первое правило: покупать бриллианты для инвестиций только на специализированных площадках. Типа Израильской бриллиантовой биржи или Алмазного квартала в Антверпене. И ни в коем случае не в ювелирном магазине. Второе правило: покупать только те камни, которые можно легко продать. Это должны быть либо камни с хорошими характеристиками чистоты и цвета и ровным весом наподобие 0,7 или 0,9 карат. Как правило, такие бриллианты можно быстро продать ювелирам. Либо это должен быть редкий бриллиант весом от 10 карат, который можно будет продать на профессиональном рынке. Тут скорость продажи будет ниже, но на такие камни рост цены может быть быстрее, чем в среднем по рынку. Третье правило: покупать бриллианты только с сертификатом GIA, HRD или IGL». Наличие у бриллианта сертификата подлинности обязательно по российскому закону, добавляют Шуваловы: ювелиры рекомендуют требовать сертификат при каждой оценке предлагаемого камня.
Где и как хранить
В России можно купить бриллианты через банк — с обязательством банка выкупить бриллиант у владельца по прошествии нескольких лет владения. Правда, от инвестора обычно требуют заключить договор на хранение камня — в противном случае банк отказывается гарантировать выкуп. Виктор Исаков рекомендует пользоваться такими предложениями с осторожностью.
«Все зависит от размера камней и их количества, — рассуждает эксперт. — Если это один небольшой бриллиант, допустим, весом 1,5 карата, то лучше его не хранить в банке, так как стоимость хранения точно превысит ожидаемую доходность. А если это какой-то коллекционный бриллиант или 100 небольших камней, имеет смысл позаботиться о безопасности и положить их в ячейку».
Сергей Изместьев столь же скептически настроен относительно хранения камней в банке: «Учитывая горизонт инвестирования и относительно частые кризисы, даже к представителям из топ-списка российских банков нет абсолютного доверия. Кто-то оборудует собственное хранилище и имеет возможность полюбоваться объектом инвестирования. Или владелец пожелает оправить свой редкий камень и носить его в подходящие моменты. Существуют и варианты хранения в удобных нейтральных юрисдикциях во внетаможенной зоне».
При выборе места хранения Изместьев порекомендовал страны с минимальными налогами. При этом как таковые налоги на бриллианты отсутствуют во множестве государств. Но инвестору все равно нужно будет платить налог на доход, если он сможет продать бриллиант с прибылью. Именно ставки налога на доходы эксперт предлагает принять во внимание при выборе локации для хранения камней.
«Правда, если мы говорим о действительно редких камнях, то часто нет большого выбора, — признался Изместьев. — Эти вопросы индивидуально обговариваются исходя из возможностей и пожеланий продавца и покупателя».
Что важно знать о ликвидности
Самое сложное в инвестировании в бриллианты — выйти из актива, то есть найти покупателя на свой камень, сошлись во мнении все опрошенные эксперты. «Продать инвестиционный бриллиант, не зная алгоритма и тонкостей рынка, нелегко. Но если вы владеете по-настоящему редким камнем, то шансы на успешную продажу значительно выше», — рассказал Изместьев.
«Быстро продать дорогой редкий камень по правильной цене вряд ли получится, но нужно учитывать, что и время владения такими камнями часто исчисляется десятками лет, — продолжил ювелир. — Правильная продажа такого камня требует определенных знаний и подготовки. Вероятно, камень потребует переполировки, обновления сертификатов, некоторых консультаций. Этот процесс занимает время, но дает возможность успешной сделки».
Российская специфика
В тех странах, где практика покупки и продажи бриллиантов существует многие поколения и вошла в традицию, ликвидность драгоценных камней выше, а порог вхождения на рынок ниже. В таких государствах вторичный рынок инвестиционных бриллиантов имеет широкое распространение, указал Изместьев. В России он не развит, в настоящий момент идет первичное накопление таких камней, уточнил эксперт.
«В России в принципе нет рынка инвестиционных бриллиантов, — дал более жесткую оценку Исаков. — Здесь нет ни соответствующих ограночных производств, ни признанных в мире сертификационных центров. Россияне покупают инвестиционные бриллианты через брокера на профессиональных площадках за рубежом. Я бы не рекомендовал ввозить инвестиционные бриллианты в Россию, если вы не собираетесь их тут продавать. И вывоз, и ввоз будет сопровождаться пошлинами, которые увеличат стоимость камня».
По закону ввозимые и вывозимые из страны драгоценные камни, в том числе бриллианты, необходимо декларировать. За отказ это сделать нарушителям грозит конфискация. Если стоимость драгоценностей превышает $10 000 (около 970 000 рублей), то вдобавок к декларированию придется уплатить пошлину. Ее сумма зависит от массы и стоимости камней. Таким образом, даже простая поездка в отпуск за рубеж с дорогим бриллиантом может быть чревата финансовыми издержками при пересечении границы.
Чего ждать в будущем
Участники рынка разошлись в оценках перспектив инвестиций в бриллианты. «В силу геологических процессов бриллианты редких размеров и характеристик больше не производятся природой. Те месторождения, что разведаны, истощаются, их разработка становится более затратной, а новые месторождения еще более труднодоступны. Тем временем человечество растет и богатеет. Полагаю, бум инвестирования в бриллианты может наступить в случае образования понятной, прозрачной и удобной системы покупки и продажи таких бриллиантов. И, конечно, свободных денег инвесторов», — рассказал владелец Izmestiev Diamonds.
В I'll Mestiere Di Shuvalov поддержали доводы Изместьева. Евгений и Арина Шуваловы назвали бриллианты перспективным направлением для инвестиций, устойчивым к экономическим и геополитическим шокам. Они обратили внимание, что в мире не существует реестров владельцев бриллиантов — а значит, драгоценные камни защищены от странового риска. В отличие от ценных бумаг или права распоряжаться недвижимостью, чьи-то бриллианты нельзя заблокировать на основе страны происхождения.
«Как показывает опыт последнего кризиса, золото перестало быть защитным активом, не показав значительного роста цены и объемов продаж. Думаю, что инвестирование в бриллианты и драгоценные камни всегда будет оставаться нишевым способом, больше ориентированным на увлеченных инвесторов и ценителей драгоценных камней, которые видят в них не только прибыль, но и саму суть владения редчайшими объектами», — заключил Изместьев.
Довод о редкости оспорил Виктор Исаков: он назвал выход на рынок выращенных, то есть искусственных бриллиантов ключевым риском для инвестирования в драгоценные камни. «Цена бриллиантов поддерживается мифом об их исключительной редкости. Хотя нет ничего забавнее, чем встретить на одной витрине в одном магазине абсолютно одинаковые бриллианты с одинаковыми характеристиками», — указал ювелир.
По словам основателя Isakov Jewelry, на ценообразование бриллиантов влияет не только стоимость добычи и объем предложения, но и маркетинг. «В 30-х годах 20 века производители бриллиантов столкнулись с проблемой: люди не понимали, зачем покупать камни за безумные деньги, — рассказал Исаков. — Тогда компания De Beers развернула рекламную стратегию, в которой убедила мужчин, что только бриллиант является символом чистой любви и преданности. А размер камня говорит о силе этих чувств. Помните мультфильм «Том и Джерри», где бедолага Том влюбляется в красотку, которую уводит богатый кот, подаривший ей огромный бриллиант? Он был частью той же рекламной кампании».