Локализация смысла: кто и почему развивает ESG-повестку сегодня
Форум устойчивого развития FCongress организует уже несколько лет подряд. Традиционно в нем участвуют лидеры ESG-повестки: ведущие игроки FMCG-индустрии, крупные промышленные компании и т. п. Весной этого года на форуме было много новых и неожиданных участников, отдельная сессия была посвящена устойчивой стройке. Почему тема устойчивого развития стала так важна для игроков самых разных индустрий? Разбираемся на материалах с мероприятия.
Подробнее об экологической составляющей стратегий устойчивого развития, приоритетах природоохранного регулирования и развитии системы зеленого финансирования представители бизнеса, государственных и общественных институтов будут говорить на Форуме экологического благополучия, который FСongress планирует провести в начале октября.
Новый взгляд на ЖКХ
Сегодня ESG-повестку развивают и компании, работающие сугубо на локальном рынке, из тех сфер, которые раньше редко участвовали в обсуждении тем устойчивого развития. «Традиционно считалось, что компании, которые работают в сфере ЖКХ, в некотором смысле в стороне. Но на самом деле эти компании стоят на передовой», — говорит Антон Михальков, генеральный директор «Росводоканала». Тарифы в отрасли жестко регулируются, финансов для «бантиков и лейблов», как отмечает Антон Михальков, у нее нет. Но при этом задачи, которые «Росводоканал» реализует ежедневно, органически должны соответствовать тем принципам, которые ESG-повестка формирует. Государственно-частное партнерство, которое сегодня реализуется в рамках концессионных проектов в ЖКХ, позволяет решать задачи экологической повестки: инвестиционная программа «Росводоканала» с 2015 года выросла в восемь раз.
«Мы хотим быть законодателями моды и создания новых отраслевых стандартов. Наша задача не просто чистить стоки и соответствовать нормативам, заложенным сегодня в регуляторику. Мы считаем, что насущной задачей является дальнейшая работа с продуктами очистки стоков. Иловые осадки, которые после переработки стоков образуются, — это 6–7 млн т в год высокотоксичных отходов. Их надо утилизировать, но стандартов сегодня нет. Мы считаем, что в ближайшее время мы все подойдем к необходимости с этим бороться точно так же, как мы работаем с ТКО», — рассказывает Антон Михальков. Компания уже построила первую установку каталитического сжигания на своем предприятии в Омске: она позволяет утилизировать иловый осадок, получая золу класса опасности между 4 и 5, которую можно использовать в стройиндустрии, например.
Зеленая стройка
На сессии про устойчивое строительство, которую модерировал Андрей Соловьев, партнер консалтинговой компании NF Group, об актуальности темы устойчивого развития говорили девелоперы и банки. Андрей Кузнецов, руководитель направления устойчивого развития ДОМ.РФ, рассказал об отраслевых инициативах, связанных с экологией. На смену международным зеленым стандартам BREEAM и LEED в недвижимости был разработан стандарт ГОСТ-Р73146. «Он создан на их основе, но опирается на российскую нормативную базу. Как человек, в свое время работавший на сопровождении внедрения стандартов и сертификации по LEED, BREEAM, могу сказать, что у российских проектировщиков и строителей были проблемы с тем, чтобы применять европейский или американский стандарт, — отмечает Андрей Кузнецов. — ГОСТ-Р73146 адаптирован к российской действительности, понятен застройщикам, проектировщикам, строителям, непосредственно подрядчикам». Наличие стандарта создает базу для мер поддержки: таких, например, как зеленое проектное финансирование, зеленая ипотека.
Зеленый ГОСТ, как его называют на рынке, включает десять блоков, от энергоэффективности и инноваций до ментального здоровья и безбарьерной среды. «Для государства следование стандартам зеленого строительства позволило бы решить национальные задачи по комплексному развитию территорий, улучшению качества жизни и здоровья населения, выполнению страновых целей по декарбонизации. Для девелоперов и застройщиков должно быть интересно привлечение финансирования на такие проекты по более интересной ставке, вовлечение в строительство проверенных поставщиков с высоким уровнем качества производимой продукции, а в долгосрочной перспективе, если девелоперы самостоятельно занимаются управлением жилым комплексом, снижение эксплуатационных расходов и рисков возникновения аварийных ситуаций. Для банков это возможность снижения рисков и декарбонизации своего портфеля», — говорит Анастасия Федотова, управляющий директор-руководитель дирекции по устойчивому развитию ПАО «Сбербанк».
Мария Бевзюк, начальник отдела взаимодействия с инвесторами и устойчивого развития группы «Эталон», рассказала, что компания еще в июне 2022 года подписала соглашение с ДОМ.РФ о пилотной сертификации по новому ГОСТу, «чтобы это был стандарт, который был бы удобен и полезен как для девелоперов, так и для конечного потребителя и чтобы можно было применять его в нашей российской действительности». В проекте ЖК «Раут» в Екатеринбурге, который проходил сертификацию, предусмотрено в том числе и использование безалергенных растений в озеленении.
Другой федеральный застройщик, группа «Самолет», участвовал в пилотировании зеленого сертификата с типовым проектом «Пригород Лесное» в семи километрах от МКАД, где цены на квартиры начинались от 3,5 млн рублей. Кира Смирнова, директор по устойчивому развитию группы «Самолет», говорит, что изначальная идея состояла как раз в том, чтобы проверить, возможен ли зеленый стандарт в массовом сегменте и действительно ли в стандарте заложены вещи, которые выглядят реальными. «Мы постоянно давали ДОМ.РФ много обратной связи и по критериям, и по тому, какие должны быть подтверждения по каждому критерию. У нас было много вопросов. И надо сказать, что коллеги с нами эти полгода прошли в плотном партнерстве», — рассказывает Кира Смирнова. Она также отметила, что на момент входа в этап пилотирования зеленого ГОСТа летом 2022 года клиентские исследования показывали, что примерно 5% покупателей интересуются вопросами экологии. Но рост экологической осознанности потребителей идет: недавнее исследование показало, что сейчас уже 29% покупателей интересуются экологией. «У людей появилась возможность немного больше себе позволить, включая в ипотечный платеж дополнительные сервисы», — объясняет Кира Смирнова. И подтверждает, что девелоперам важна и нужна зеленая ипотека.
О домах, которые и до появления зеленого ГОСТа соответствовали всем экологическим требованиям, рассказала Маргарита Ли, вице-президент Segezha Group. Одно из направлений деятельности группы — развитие деревянного домостроения в России. Технология строительства из CLT-панелей (панели из дерева склеены между собой под прессом) позволяет возводить многоквартирные дома. Пилотные дома Segezha Group построила в Вологодской области. «Здесь исключительно дерево. И по типу энергоэффективности это дома А+. Дерево дороже бетона, но мы строим быстрее, четыре монтажника и один кран работают. Быстрее возвращаем деньги, быстрее продаем квартиры», — перечисляет преимущества деревянного домостроительства Маргарита Ли. В мире эту технологию уже давно используют, для России она пока нова, нормативная база только нарабатывается.
Виктория Васильева, заместитель генерального директора STONE, напоминает, что для привлечения международных арендаторов в офисы класса А девелоперам всегда важно было получение экологических сертификатов. После того, как сертификация LEED и BREEAM для российских объектов стала недоступной, участники рынка были заинтересованы в создание национального стандарта. «Мы это делаем, потому что понимаем, как эко-стандарты влияют на востребованность недвижимости. При реализации коммерческой недвижимости базовый потребитель — крупный бизнес, который ищет помещение под себя. И здесь мы обращаемся к HR-исследованиям: что соискатель требует от работодателя. И оказывается, что если человек работает в комфортных условиях — это оптимальный уровень изоляции и температура в офисе, достаточный объем воздуха, микроклимат, он хорошо себя чувствует и лучше принимает решения. По факту, он становится эффективнее и продуктивнее для бизнеса», — говорит Виктория Васильева.
Работа с людьми
Модератор сессии «Переосмысляя S: инвестиции в человека как основа антикризисного менеджмента» Оксана Косаченко, советник президента АФК «Система», отмечает, что буква S в триаде ESG в 2022 году вышла на первый план: как трансформируются социальные благотворительные меценатские инициативы компаний, что они делают для сотрудников и сообществ, как измерить эффективность того, что компании делают, и надо ли это делать? Марина Михайлова, программный директор благотворительного фонда «Сбера» «Вклад в будущее», представила новую методику оценки благотворительных проектов с учетом социальной значимости: «Данная методика будет полезна тем, кто развивает и поддерживает благотворительные инициативы, но сталкивается с дефицитом инструментов для определения их ценности и степени воздействия на решение важной социальной проблемы. Наработок в направлении оценки результатов социальных проектов и инициатив достаточно, но существующим методикам не хватает системности, открытости, кастомизации, и, главное, их сложно использовать на этапе планирования. Методика, которую фонд готовил вместе с экспертами, — это гибкий, настраиваемый, системный инструмент, и мы готовы его обсуждать, адаптировать и развивать. И поэтому приглашаем корпоративный и некоммерческий сектор к сотрудничеству по настройке, развитию и совместному использованию методики».
Андрей Хорошилов, директор и основатель сервиса умного лесовосстановления «Сохрани лес», рассказал о возможности совмещения экологической повестки и социальной. «Мы профессиональный посредник между национальными парками и лесничествами, которые нуждаются в лесовосстановлении, и компаниями, которые хотят принять в этом участие в рамках реализации своей социальной и экологической ответственности. По нашему опыту, семь из 10 компаний, которые участвуют в лесовосстановлении, привозят на посадки своих сотрудников. Выезжают вместе с детьми, семьями, руководством, вместе сажают деревья», — объясняет Андрей Хорошилов. Когда проект стартовал, казалось, что бизнесу будет не до ESG, важнее снимать стресс у сотрудников. Но спустя год результаты совместного исследования с HeadHunter (в опросе приняли участие около 10 000 человек в разных регионах) показали, что буковки S и E стали неразрывно связаны: 55% респондентов считают, что крупный и средний бизнес должен заботиться об окружающей среде, для людей стало важно, каким воздухом дышат, вредная или полезная компания, в которой они работают, что она делает для нас всех. 65% респондентов ответили, что задумываются об экологических проблемах.
Екатерина Беспятых, директор по связям с общественностью Faberlic, рассказала, что одним из первых проектов компании в сфере экологии были как раз деревья. А дальше тема получила развитие. Последние четыре года реализуется масштабный проект «Экострана» по сбору пластика, который остается после использования косметики и других уходовых средств Faberlic. «Дальше у нас цепочка замкнулась: когда мы этот пластик начали перерабатывать, то поняли, что корректно наши товары изначально выпускать в упаковке из переработанного пластика. И сейчас есть несколько серий ухода за лицом в такой упаковке», — рассказывает Екатерина Беспятых.
Многие спикеры говорили про вовлечение сотрудников в ESG-инициативы. Татьяна Рожкова, директор по социальной политике Группы НЛМК, рассказала про три направления волонтерского движения в своей компании: это ЗОЖ, экология и поддержка социально незащищенных категорий. «И как раз волонтерские проекты экологического плана за последние три года брали разные награды, там очень большое вовлечение», — отмечает Татьяна Рожкова. Причем речь идет не только об очистке русла рек семьями, но и об интеллектуальном волонтерстве: мастер-классах по экологии в школах, экоквестах. А визитная карточка экологического направления — Лебединое озеро, расположенное прямо на территории металлургического комбината. Водоем, куда прилетают 460 особей птиц, в том числе редких и исчезающих видов, и парк вокруг него стали естественным индикатором благополучной экологической обстановки на НЛМК.
Александра Бабкина, директор социальных проектов VK, отмечает, как важно всегда оценивать эффект: лучше меньшее количество проектов, но со взвешенной реализацией и оценкой эффективности. Она рассказала о запуске направления доступности в компании: свои цифровые продукты решили сделать доступными для максимального количества людей, в том числе для людей с особыми потребностями. Для этого потребовался целый комплекс действий. Это и оценка первоначальной доступности, и внесение изменений в продуктовые планы команд, и реализация этих изменений. «Мы получаем еще и серьезный эффект от вовлечения наших сотрудников, коллег компании, для которых эта тема становится важной. По статистике, 47% соискателей привлекают бренды, которые выступают за нечто больше, чем продажа продуктов и сервисов. Для людей важен инклюзивный взгляд компаний на то, что они делают», — отмечает Александра Бабкина.