Это одна из немногих картин художника, у которой нет аналогов в мировой живописи и с которой по силе воздействия на обычного россиянина не сравнится почти ни одна картина. Москва у Поленова передает дух и атмосферу того времени так, что они откликаются в душе каждого, образ кажется очень близким, понятным и родным. Как поняли эту метафору участники форума и помог ли им этот образ лучше выразить и понять, о чем шла речь на конференции? Об этом рассуждают спикеры и ведущие эксперты некоммерческого сектора.
Ирина Меньшенина, член Ассоциации фандрайзеров:
«Для меня картина «Московский дворик» в качестве фона для конференции была неожиданностью. Неужели Forbes Congress так видит благотворительный сектор сегодня?! Понятно, что нет.
Картина об очень далеком прошлом. Старые постройки, повозка. Похоже на выходной: тишина, спокойствие, дети, лужайка, умиротворение. Почти нет движения. Лошадь и та стоит. Солнечно и сонно. Мне кажется, что в некоммерческом секторе мало кто в таком состоянии живет. Точно это не те, кто собрался на конференцию.
Конференция — место, где обсуждается прошлое, настоящее и будущее. Ощущение будущего есть и на картине: его олицетворяют и большой храм, и более современные для того времени каменные здания. И это вопрос к нам: в каком мире жить? Остаться на лужайке и носить воду ведрами или пойти туда, где больше движения, изменений и прогресса? Есть НКО, которые стремительно развиваются, осваивают новые технологии, усиливают инфраструктуру, налаживают партнерства. Они же лидеры и застрельщики в укреплении сектора в целом.
Еще от картины немного веет ностальгией по безмятежным временам. Это когда спокойно и предсказуемо. Хочется их вернуть или по крайней мере сохранить то, что можно сохранить. Для себя, своих близких и тех, кому помогают благотворительные организации в нашей стране.
Конференция — деловое мероприятие. Всем хочется уйти отсюда с новыми идеями и контактами. Но все же это мероприятие по теме благотворительности, где все сосредоточено вокруг заботы о людях. И эта «русская пастораль» напоминает, что в ходе профессионализации благотворительных организаций нельзя утратить душевность и духовность.
И последнее. Картине, как и сектору НКО, не хватает мужчин! У Поленова ведро с водой несет женщина. Наверное, чтобы напоить лошадь. Или коня?!»
Мария Томич, учредитель и директор благотворительного фонда «Время детства»:
«Мир благотворительности существует вне зависимости от внешних обстоятельств. Этот мир лишь подстраивается под внешний — находит лазейки, придумывает пути, но неизменно существует — что бы ни происходило за его пределами. Именно это нам и показал «Форум благотворителей и меценатов» — мы все продолжаем работать, продолжаем помогать и менять отношение общества к чужому горю. В нашем мире тишь и благодать — такая же, как на картине «Московский дворик» В. Д. Поленова. В нашем мире светло. Здесь дышится теплым летним воздухом и, конечно же, играют дети, а значит, впереди жизнь. И пусть все мы знаем, что наш пейзаж отделяет от внешнего мира картинная рама, за которой совсем другие цвета, запахи и настроения, но мы там, где должны быть. Здесь, в залитом солнцем пространстве мы встречаем тех, кому нужна помощь, и делимся с ними чистым летним воздухом. Мы наполняем их жизни светом и теплом, потому что даем главное — надежду».
Татьяна Бурмистрова, соучредитель Фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам»:
«Если бы вопрос стоял так: «Немедленно помочь этому горько плачущему малышу на лужайке или сделать так, чтобы дети как можно меньше плакали? Что важнее?» Конечно, первый эмоциональный ответ: «Надо прямо сейчас помочь». Но, с другой стороны, изменить систему помощи детям, которая предотвращала бы одинокие слезы ребенка, тоже важно. Вот, собственно, краткое содержание дискуссии о том, что актуальнее сейчас: поддерживать социальные стартапы или проверенные благотворительные проекты. Есть проблемы и потребности людей, которые необходимо решать и на которые надо отвечать незамедлительно, дети не должны быть одни и не должны плакать. Но жизнь стремительно меняется. Можно ли представить себе, что сейчас в районе Арбата пятилетние дети играют на улице без присмотра взрослых? А полтора века назад это было нормой. Лидеры, возглавляющие социальные стартапы, видят проблему раньше других, они могут предлагать решения, изменяющие будущее. В условиях дефицита ресурсов нельзя не думать о будущем, нужна экосистема, в которой успешно могут работать и проверенные благотворительные фонды, и венчурная филантропия, вкладывающаяся в новые проекты, новые решения. Мы не можем предугадать, как будет выглядеть московский дворик не то что через 150, но и через пять лет, но мы можем помочь тем, кто имеет дар предвидения».
Фаина Захарова, президент благотворительного фонда «Линия жизни»:
«Помощь, спасение, сострадание — это высочайшие ценности в нашем мире.
Благотворительность — это возможность для каждого человека проявить в себе и для других именно эти ценности, так же как в картине Поленова «Московский дворик», глядя на которую ты проживаешь ощущение тишины, взаимоотношения человека и мира, противопоставление глубоких переживаний суетной жизни.
Таково было прежнее представление о благотворительности, где решение помогать принимается в тишине и глубоко в душе. Теперь же мир взрывается. Все меняется с космической скоростью, и люди действуют уже не в тишине и не в спокойствии, а в водовороте каждый день меняющейся жизни.
И все-таки познание глубины и простоты этого мира дает нам, что есть основа основ, в частности, затаенная картина Поленова — окно во «дворик благотворительности» для каждого смотрящего».
Елена Чернышкова, директор Центра исследования филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ:
«Пейзаж русского художника Василия Поленова «Московский дворик», его судьба и сюжет являются отражением современной ситуации российской благотворительности: во-первых, картина находится в Третьяковской галерее, и это наводит на мысль о том, что о благотворительности говорят в лучших домах; сам дворик в тени, на картине играют дети, собаки, ото всего веет покоем, застоявшимся жарким воздухом и отсутствием любого ветерка — это напоминает о том, что благотворительность находится в стагнации, связанной с кризисом ресурсов и даже отчасти с кризисом смыслов; на горизонте мы видим богато украшенные и залитые солнцем купола — и это является символом того, что с внешней точки зрения российская благотворительность благополучно развивается. Но не слишком ли часто мы судим о сути вещей по одному внешнему виду?»
Татьяна Константинова, директор благотворительной автономной некоммерческой организации «Ясенева Поляна»:
«Для меня довольно забавно было рассуждать о том, как нам всем удается удержать наши организации в условиях «идеального шторма» на фоне «Московского дворика» Поленова. С одной стороны, непредсказуемость, вызовы, свист ветра и колкие брызги холодной воды, и в то же время позади спикеров поддерживает картина, которая вся пронизана умиротворением, теплотой и спокойствием. Но, если подумать, этот кажущийся диссонанс еще и про то, что поддерживает людей в непростые времена, — солнечные безмятежные созидательные времена обязательно будут».
Эльвира Алейниченко, руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafting:
«Первый вариант-эскиз «Московского дворика», написанный Поленовом годом ранее, чем хорошо известная картина, производит совсем иное впечатление. Мы видим все тот же арбатский городской уголок. Но в нем нет людей. Без людей и животных, вписанных в финальный вариант «Московского дворика», городской пейзаж становится застывшим и как будто неочевидным — для кого он?
Для меня в этом метафора качественно выстроенной КСО — стратегии, ключевой фокус внимания которой всегда на людях. И любые инфраструктурные решения в такой стратегии не цель, а инструмент, который должен наполниться качественным содержанием — меняющим жизнь людей, укрепляющим взаимосвязи внутри сообществ, развивающим территорию».
Марина Аксенова, директор новосибирского благотворительного фонда «Солнечный город»:
«Помните, в школе было задание «Сочинение-описание», когда смотришь на картину и должен написать, что ты на ней видишь, предположить, что чувствуют герои, залезть в голову к художнику и увидеть те самые «голубые занавески», которые обязательно что-то да значат для автора. Попробую превратиться в школьницу Марину и порассуждать, о чем же хотел нам всем рассказать Василий Поленов.
Первый взгляд на картину, и перед глазами настоящая идиллия. Нежные пастельные цвета, яркое солнце. А дети, как ангелочки в белых одеждах. Смотришь, и трудно поверить, что еще 100 лет назад Москва была такой, с заливными лугами, курочками, лошадью и покосившимися постройками на заднем дворе. Но если вдруг вы захотите найти такой дворик сейчас: садитесь на машину, а лучше в самолет и убегайте подальше от Москвы. Люди продолжают так жить, кормить по утрам птицу, ездить в соседнее село на повозке, а дети также на фоне идеального пейзажа живут в своем, как будто отдельном от взрослых мире.
Когда заезжаешь в отдаленное село летом, видишь картину Поленова перед глазами. Правда с некоторыми изменениями: дети скорее всего будут с телефонами или планшетами в руках, а у мамы будет чуть побольше обязанностей. Мужчин, как и на картине, видно не будет. Лето для них — время тяжелой работы. Проезжая на машине вдоль улицы, вы не увидите ничего особенного, разве что вас удивит бедность и отсутствие мобильного интернета и сотовой связи. Но летний пейзаж все скроет, а солнце облагородит. Вы также не увидите, что творится за стенами домов или чем и как живут семьи. Но я вам немного расскажу, так как уже несколько лет мы работаем в отдаленных населенных пунктах.
Наши мобильные бригады регулярно приезжают в места, куда больше никто не добирается. Доезжают до них даже в период весенних распутиц, когда вместо дорог сплошная серая грязь. И приезжают они туда, чтобы поговорить с мамами и папами, чтобы привезти врача, логопеда или сотрудника МФЦ, который расскажет о пособиях и важных документах. Большинство семей не могут выехать из своей пейзажной идиллии: автобусы ходят редко, детей оставить не с кем, а путь до райцентра — целое путешествие. О чем спрашивают специалистов? О том, что тревожит: как начать прикорм, как научить ребенка говорить букву «р», как подготовиться к школе, чем занять подростков, как оторвать их от всяких «тиктоков» и «игрушек» на телефоне.
Вернемся к картине «Московский дворик». Впереди детей с этого полотна ждет огромное количество потрясений: революция, Гражданская война, Великая Отечественная война. И мы не знаем, справятся ли они со всем тем ужасом, который приготовила им история. Но мы точно знаем, если их любили в детстве, если о них заботились, если их мама знала, что важно и нужно быть рядом, у них было чуть больше шансов пережить трудности и стать хорошими родителями для своих детей.
Поэтому мы помогаем людям, которые живут в серой зоне, чьи проблемы мало заметны в технологичном и асфальтовом мире. И пытаемся сделать так, чтобы помощь для них стала доступнее. Чтобы уже существующая система поддержки семей повернулась к тем, кто не живет в крупных городах, кто все также кормит птицу по утрам, а на зиму запасается дровами. Ведь наш мир зависит от того, насколько счастливы будут дети».
Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья»:
«Картина Поленова «Московский дворик» действует успокоительно и умиротворяюще, такой эффект очень полезен сейчас всем, а деятелям социальной благотворительной сферы особенно. Удивительная история храма из переулков Арбата невероятно впечатляет — в советские годы там находилась студия «Союзмультфильм» и созданы любимые многими поколениями анимационные фильмы. Трагические и важные исторические вехи меняли наполнение и внешний облик храма, но суть его, вневременные смыслы остались неизменными, устойчивыми и исцеляющими. Такие опоры в нашей богатой штормами жизни и деятельности сейчас особенно важны и помогают видеть главное: не терять смысл и в ежедневной суете не забыть сверяться с вневременными ценностями».
Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию компании «Северсталь»:
«История циклична, преемственность динамична. Василий Поленов был народным художником во всех смыслах этого слова и сохранял стремление творить благо (благо ’творить), нести свет и даже радость через творчество до конца своей жизни. Его картины передают красоту привычного для русского человека, излучают мир, гармонию и добро.
Если взглянуть на известное полотно «Московский дворик» в контексте современного гуманизма, можно разглядеть интересные и актуальные параллели: истинная экологичность, здоровые человеческие ресурсы, защищенное биоразнообразие, свобода перемещения, безопасная инфраструктура для жизни и мирное небо над головой. Эти факторы ценны как в новой глобальной повестке устойчивого развития, так и в прежнем понимании социальной ответственности.
Все это указывает на быстротечность и преемственность одновременно. Несмотря на постоянно меняющиеся условия современного мира, идея гармонии, спокойствия и счастья, которая пронизывает работы Поленова, остается актуальной всегда. «Московский дворик» становится идеальным образом, к которому мы стремимся и по сей день».