К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новые отношения: как устроена благотворительность нашего времени

Новые отношения: как устроена благотворительность нашего времени
Как продолжать помогать в новых условиях? Как выстраивать отношения с бизнесом, государством и частными донорами? Как планировать долгосрочные социальные проекты в условиях неопределенности? Все эти вопросы лидеры некоммерческого сектора обсудили на ежегодном форуме благотворителей и меценатов «Времена не выбирают — выбирают, как действовать», организованном FCongress.

Некоммерческому сектору не привыкать на ходу перестраивать собственную деятельность, адаптироваться, осваивать новые инструменты и при этом сохранять свои ценности, смысл работы и продолжать строить стабильную систему помощи. Несмотря на все вызовы последних лет, третий сектор в России активно развивается. Вклад российских НКО в экономику страны вырос в 2,5 раза за последние четыре года и в 2022 году составил 1,5% ВВП (около 2 трлн рублей), по данным Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития.

Год был сложным: многие бизнес-партнеры вынуждены были сократить бюджеты на благотворительность, часть компаний закрыла бизнес в России, руководители и сотрудники некоторых НКО уехали, частные пожертвования начинают падать. По данным исследования, которое сделал фонд «Нужна помощь» совместно с CloudPayments, доля жертвователей, которые и раньше участвовали в благотворительности, не изменилась. А вот новые жертвователи появляются менее активно. 48% НКО отметили снижение объемов пожертвований от частных лиц. Но при этом 27% НКО остались на уровне прошлого года, а 25% отмечают увеличение пожертвований.

Но это не первый кризис за историю российской благотворительности. Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики», представила реакцию благотворительности и НКО на кризисы в нашей стране с 1992 года и отметила, что третий сектор переживет и этот.

«Нам уже приходилось многое менять в работе, чтобы оставаться устойчивыми ради тех людей, для которых мы создавали свои организации», — напомнила модератор пленарной сессии Наталья Каминарская, директор центра «Благосфера».

На фото: Алена Куратова, Ирина Мерсиянова, Фаина Захарова

Об изменениях, новых вызовах и возможностях говорили в своих выступлениях все участники форума. «Один из трендов прошлого года — усиление государственной поддержки НКО, — отметил Николай Троцкий, заместитель директора благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». — Мы все привыкли к эффективной работе Фонда президентских грантов. Но сегодня стремительно развивается и Фонд культурных инициатив. Это тоже говорит о том, что государство начинает обращать внимание не только на социальный сектор, но и на культурные программы». По словам Троцкого, это позитивно отражается на системной работе частных меценатских фондов, также поддерживающих инициативы в области культуры.

Появились новые темы в благотворительности — помощь беженцам, например, включили в свои программы многие НКО. Несколько десятков крупных НКО, которые занимались системной помощью, оказались в списке иностранных агентов. Но появляются и новые фонды.

Ольга Миронова, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности компании ОМК, напомнила, что все крупные кризисы приводили к появлению больших организаций. «Сейчас есть большой запрос на социальную помощь, появляются совершенно другие группы благополучателей. Необходимы стартапы, новые НКО и социальные предприниматели, нужны организации, которые работают в маленьких городах и поселках, которые будут устойчивы, которые будут открывать рабочие места, — отметила Миронова, — иначе социальный сектор не будет развиваться».

На фото: Елена Чернышкова, Николай Троцкий, Мария Головченко, Наталья Каминарская

Бизнес может

Для бизнеса социальная помощь в регионах присутствия стала одним из ключевых направлений КСО. Компания «Металлоинвест», например, много лет поддерживает проекты и программы, направленные на развитие медицины, образования, культуры, науки и спорта в регионах присутствия. В 2022 году запустили отдельные программы адресной помощи. Как отметил Кирилл Цикун, директор департамента устойчивого развития УК «Металлоинвест», фокус сместился в сторону большей поддержки сотрудников. «Для крупного бизнеса благотворительность уже давно не делается для пиара или для галочки. Это часть нашей долгосрочной, системной бизнес-стратегии, которая направлена на достижение общего блага и результата для нас, для местных сообществ, для жителей, для работников, для региона и города в целом», — уверен Кирилл Цикун. Всего на социальные инвестиции в 2022 году компания направила 5,4 млрд рублей.

Усиление социальной помощи в регионах присутствия отмечали и другие участники форума. У компании «Северсталь» около 50 000 сотрудников в разных городах. «Важная задача — сохранение занятости, переквалификация, работа с незащищенными группами населения в регионе, с местными сообществами», — сказал Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию компании «Северсталь».

Кроме того, в благотворительном портфеле компании «Северсталь» — профилактика социального сиротства в регионах присутствия, поддержка семей, работа с одаренной молодежью, поддержка малого и среднего бизнеса, проекты в области образования и культуры (в том числе в партнерстве с новым фондом «Доброта севера») и комплексное развитие города Череповца.

«Выстроенные за годы стратегии КСО, наработанный опыт команд, сформированное доверие населения к многолетним программам градообразующего бизнеса как раз позволили в такой сложный 2022 год сохранить во многих регионах стабильность поддержки, сохранить социальную устойчивость», — уверена Эльвира Алейниченко, руководитель центра управления социальных инноваций GrantRafting.

На фото: Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию компании «Северсталь»

Партнерские отношения

Взаимодействие бизнеса и НКО обогащает обе стороны. Многие представители НКО говорили про влияние бизнес-подхода на работу и организацию многих процессов, в том числе про оценку социального воздействия и способы измерения эффективности вложений. «Мы сами стремимся к внедрению оценки и KPI в своей деятельности. И очень рады, когда НКО понимают, ради чего они это делаю: они видят свою ценность», — отметил Николай Троцкий из фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

При поддержке бизнеса некоммерческие организации продолжают развивать и передовые технологии. Так, фонд «Линия жизни» запустил в «Сколтехе» новый проект — первое цифровое НКО в метавселенной Spatial. Одну из капсул с «пикселями добра» — частицами из метавселенной — президент фонда Фаина Захарова передала Юрию Сухорукову, старшему руководителю проектов FCongress.

Ольга Ильина, руководитель экспертной группы Лаборатории блокчейн-технологий СhainLab, рассказала о первой в России блокчейн-платформе по сбору пожертвований. А фонд «Дети-бабочки» — о рабочей платформе на основе технологий искусственного интеллекта.

И бизнесу экспертиза НКО полезна. Кира Смирнова, директор по устойчивому развитию группы компаний «Самолет», отмечает, что при проведении социальных программ бизнесу важно опираться на экспертную поддержку и партнерства с НКО, которые являются сильными специалистами в своих темах. «Самолет» сотрудничает, в частности, с организациями «Добрый дом», «Старшие Братья Старшие Сестры» и др.

На фото: Кира Смирнова, Кирилл Цикун, Эльвира Алейниченко, Евгения Чистова

У НКО есть опыт создания работающих социальных систем, поэтому их профессиональная помощь и востребована. По словам Алены Куратовой, учредителя и руководителя благотворительного фонда «Дети-бабочки», члена Общественной палаты РФ, важная особенность работы НКО — умение собрать аналитику по определенной проблеме и создать продукт, который эту проблему может решить. «Проработав не один год бок о бок с государственным сектором, я убедилась в положительных изменениях в системе оказания медицинской помощи пациентам с орфанными заболеваниями, где особую роль сыграла экспертиза и вовлеченность в работу экспертов НКО, — рассказывает Алена Куратова. — Мы — инфраструктурный фонд, который решает много проблем. Так мы становимся партнерами и для государства, и для бизнеса, при этом первоочередными для нас остаются вопросы пациентов. Преимущество нашей стратегии в том, что мы приходим к государству не с проблемой, а с уже готовым решением».

Причин, почему люди и компании продолжают активно участвовать в благотворительности, много. Для многих помощь другим в ситуации нестабильности становится своего рода терапией и возможностью поддержать тех, кому еще сложнее. Именно поэтому компании все чаще вовлекают в благотворительность персонал. «Национальная Медиа Группа» продолжает не только создавать благотворительный контент и помогать pro bono, но и развивает собственные фандрайзинговые программы. В 2021 году на Пятом канале, на «Домашнем» и Рен-ТВ собрали около 500 млн рублей, а в 2022 году фандрайзинговый фонд превысил 600 млн рублей.

«Функции у НКО две ― создание ценностей для благополучателей и создание ценностей для благотворителей», ― считает Ирина Меньшенина, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров.

ESG на Западе и Востоке

Многие компании говорили на форуме, что их приверженность стратегии ESG не изменилась. В частности, «Северсталь» в феврале представила комплексную ESG-стратегию, в которой представлены цели по всем аспектам устойчивого развития, в том числе по климатической повестке.

Компания «Вымпелком» тоже не планирует отказываться от ESG-стратегии. «ESG-повестка остается важной с точки зрения содействия задачам государства по развитию стратегических проектов. Кроме того, компании продолжают готовить и раскрывать отчетность в контексте цепочки поставок и соответствия требованиям международных бирж: часть бизнесов переориентируется с европейских на тихоокеанские биржи, а там требования к ESG-повестке ничуть не менее строгие», ― напомнила Евгения Чистова, руководитель по устойчивому развитию компании «Вымпелком».

На фото: Эльвира Купцова, Ольга Ильина, Елена Важенкова, Ирина Меньшенина, Алена Куратова, Татьяна Апатова, Ирина Пшеничникова

Марина Михайлова, программный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее», подтверждает, что для восточных партнеров соблюдение ESG-подходов важно: «Социальный блок ― то, на что будущие международные бизнес-партнеры также будут обращать внимание, выбирая надежных партнеров, в том числе для инвестиций».

А Эльвира Купцова, директор по фандрайзингу благотворительного фонда «Арифметика добра», привела конкретный пример интереса азиатских компаний к благотворительности. По ее словам, новым крупным партнером фонда недавно стал китайский автобренд Chery. «В Китае очень активно поддерживается благотворительность, ― отмечает Купцова. ― Это третья восточная компания, которая к нам обращается и которая заинтересована в поддержке образования детей в России».

Связанные одной целью

Мария Головченко, заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, рассказала, что общая сумма ежегодной поддержки НКО в Москве составляет в среднем 11 млрд рублей. Эти средства выделяются на целевые субсидии, гранты, льготы на коммунальные услуги. Город оказывает НКО и нефинансовую помощь. С 2016 года в столице работают окружные коворкинг-центры для НКО. За прошлый год около 60 000 представителей некоммерческих организаций воспользовались помещениями коворкингов для работы. «Государство все чаще погружается в проблемы некоммерческого сектора и рассматривает некоммерческий сектор как партнера», ― отметила Мария Головченко.

На фото: Фаина Захарова, Елена Чернышкова, Николай Троцкий, Мария Головченко

У фонда «Линия жизни» свой опыт: исторически фонд не привлекает средства от государства, существуя на частные и корпоративные пожертвования. Но так как «Линия жизни» ― медицинский фонд, то с госструктурами общается регулярно. Фаина Захарова, президент фонда, рассказывает, что основная стратегия организации ― брать новейшие высокотехнологичные медицинские направления, которые не поддерживаются государством, и развивать их. «И как показывает многолетняя практика, проходит 2–2,5 года, и государство включается, выделяя соответствующие объемы финансирования», ― констатировала эксперт.

По словам Алены Куратовой из фонда «Дети-бабочки», государство взяло на себя обеспечение поддержки многих больных с орфанными заболеваниями, в 2021 году начал свою работу президентский фонд «Круг добра», что разом сняло большое количество проблем у фондов, пациентских сообществ и регионов: «Наша аналитика показала, что постепенно участие государства в заботе о наших детях растет. Изменилось и отношение к пациентам с орфанными заболеваниями, формируется система медико-социальной помощи, совершенствуется законодательство — все это стало возможно во многом благодаря партнерству с профильными НКО», — говорит Куратова.

Однако эксперты оценивают усиление роли государства по-разному. Для одних это возможность получить поддержку в сложное время. Для других — попытка расставить приоритеты и тем самым существенно повлиять на свободу действий. «Частная благотворительность всегда занималась поиском эффективных решений социальных проблем. Естественно, лучшие из практик предлагаются государству, ― уверена Елена Чернышкова, директор Центра исследования филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ. ― Но очень важно, чтобы благотворительный сектор сохранял самостоятельность в выборе сфер поддержки и методов работы: именно широкий спектр применяемых подходов позволяет попробовать разные решения и выбрать наиболее действенные из них, которые уже можно рекомендовать государству для более широкого применения и масштабирования. Доступ к ресурсам государства — это важное преимущество и фактор устойчивости для многих фондов и НКО в наше турбулентное время, однако нельзя забывать о сохранении своей миссии и необходимой степени свободы в выборе подходов».

Зал на всех сессиях был полным. И это повод для оптимизма ― профессиональные благотворительные организации сохраняют устойчивость. Один из ярких кейсов — фонд «Семья вместе», наследник благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда». За этот год у организации произошла смена учредителей, ребрендинг. Екатерина Мыслицкая, генеральный директор благотворительного фонда «Семья вместе», отмечает, что ни одна из программ фонда не остановлена, более того, идет развитие проектов, так, например, летом этого года запланирован старт строительства Семейного дома в Москве при детской больнице имени З. А. Башляевой — это дом, где бесплатно могут жить родители, которые привозят своих детей на длительное лечение.

Участники конференции точно намерены развивать свои программы, руки ни у кого не опустились. «Люди продолжают помогать. Это самое главное в частном и корпоративном фандрайзинге», — отметила Елена Важенкова, директор по фандрайзингу и коммуникациям благотворительной организации «Детские деревни SOS».


Выступления упомянутых в статье докладчиков конференции «Форум благотворителей и меценатов»:

Пленарная сессия «Времена не выбирают — выбирают как действовать»


Сессия «Компании будущего: имидж ничто? Благотворительность как драйвер развития отечественного бизнеса»


Сессия «Удержать штурвал корабля: управление благотворительным фондом в «идеальный шторм»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+