К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Юридический рынок: новые перемены, возможности, риски

Юридический рынок: новые перемены, возможности, риски
Российский рынок юридических услуг не испытывал таких потрясений, пожалуй, за все время существования. Куда все движется и что будет в ближайшей перспективе? Участники дискуссии на Federal Legal Forum — лидеры юридического рынка взглянули на его трансформацию с разных ракурсов. Модерировал сессию Павел Хлюстов, управляющий партнер АБ «Павел Хлюстов и партнеры».

«Появились совершенно новые запросы»

С февраля 2022 года сильно поменялся бизнес-ландшафт, появились совершенно новые запросы. Уход иностранных компаний дает большой объем работы юристам в корпоративной сфере: совершаются сделки, идут судебные споры с потребителями — институт групповых исков буквально получил второе рождение. Усилилось санкционное давление на российский бизнес, практически каждая 10-я компания находится под санкциями. Санкционный комплаенс, оспаривание санкций, разморозка активов — все это сегодня востребовано. Заметна тенденция к экономике госкапитализма, что увеличит в будущем объем работы на государство. Еще активнее становится роль прокуратуры в пополнении бюджета. Мы видим, как прокуратура подает иски об обращении имущества в доход государства по коррупционным статьям. Сокращение рынка из-за экономического кризиса ведет к усилению конкурентной борьбы, на почве которой зачастую возникают корпоративные конфликты. А значит, можно ожидать роста числа судебных споров между бизнес-партнерами, бизнесом и государством. 

Все это не может не менять профиль клиента. Условно сейчас можно поделить клиентов на несколько групп. Первая — это те, для кого открыто окно возможностей: предприниматели, которые покупают иностранный бизнес, выстраивают новые логистические цепочки, выпускают на рынок отечественные продукты. Этот тип клиентов дает основной объем работы юридическим фирмам. Вторая группа — те, кто вынужден нанимать юристов для решения своих проблем: уходящий иностранный бизнес, предприниматели, попавшие под санкции, банкротные истории. Третий тип — это клиенты, которые в целом не чувствуют потенциала для развития либо экзистенциальной угрозы, и они уходят от найма юридических фирм, пытаясь экономить на бюджетах. И еще можно выделить четвертую, особую, категорию — это бывшие менеджеры иностранных компаний, которые в одночасье стали собственниками российского бизнеса и теперь хотят удержать и защитить активы. 

Стоит отдельно сказать о давлении, которое испытывают юридические фирмы. Во-первых, работа с госзакупками влечет дополнительные уголовные риски. Чтобы минимизировать их, мы рекомендуем проводить внутренний комплаенс. К примеру, у нас разработан чек-лист проверки госзакупки на наличие этих рисков. Второй вектор давления — это санкции. Возможно, многим придется выбирать: остаться российской юридической фирмой и работать на всех подсанкционных лиц, не опасаясь попасть в персональные либо вторичные санкции, или пытаться сохранить иностранных клиентов и выборочно работать с подсанкционными компаниями для того, чтобы избежать риска наложения вторичных санкций за содействие в совершении крупных сделок либо за обход санкций. И здесь кроется главный экзистенциальный выбор для юридического бизнеса: остаться локальными, не интересуясь тем, что происходит на Западе, либо лавировать между двумя огнями, пытаться усидеть на двух стульях. 

«Идет движение к правовому суверенитету»

Учитывая, что право — это все-таки надстройка над экономическим базисом, а сегодня финансовый суверенитет провозглашен фундаментальным принципом трансформации всей экономики, можно полагать, что из финансового суверенитета вытекает правовой суверенитет. На мой взгляд, главное в правовом суверенитете — это защищенность российских граждан и российских активов. Но понимать, как обезопасить активы, наверное, стороны могут по-разному.

Важно определить, а какие есть способы движения к правовому суверенитету? В первую очередь, это развитие возможностей противостоять блокировкам действия российского права. 

Также условием движения к правовому суверенитету является изменение структуры юридического рынка. Конечно, есть огромная задача создания национальной инфраструктуры экономики, в том числе полноценного национального консалтинга и формирования устойчивых связей, которые в текущей ситуации в одночасье рухнули. 

Что касается ухода иностранных консультантов и условий их возвращения, мне кажется, их доля на рынке должна быть зафиксирована и регулироваться. И второе — не может быть полной свободы деятельности иностранных консультантов, ни в одной стране такого нет. Должен быть ограничен предмет деятельности: только иностранное право и международное право. Юридический рынок — это все-таки шестеренка в правовой системе, поэтому от нее он зависит больше, чем от сиюминутных операционных задач клиентов. В чем главное изменение в правовой системе? Ответы на этот вопрос поможет нам определить и то, как будет трансформироваться рынок юридических услуг. 

«Рынок преподносит фирмам очередные уроки»

Несмотря на сложную ситуацию, нельзя сказать, что юридический рынок и клиенты в панике. Наша фирма за последний год выросла примерно в два раза по количеству людей и по выручке, у нас открылись новые направления, и рост продолжается. Вызовы, стоящие перед юридическим рынком, не новы. Все тенденции, возникшие еще до текущих событий, сейчас обострились, поэтому компаниям нужно срочно перестраиваться, если они не сделали этого раньше. 

Существует острая проблема разрыва между тем, чего хочет клиент, и тем, что дает юридический рынок. Во-первых, клиенты перестали платить за меморандумы и юридические советы, им не интересно привычное деление консультантов на экспертизы и практики. Абсолютно точно консультантам нужно включать продуктовое мышление. Например, при покупке актива понадобится экспертиза в различных отраслях права, но заказчику услуг важно приобрести комплексную услугу. Команда должна формироваться исходя из продуктовых потребностей клиента, и тогда консультант может работать в режиме одного окна. Кроме того, клиенты ждут, что их будут предупреждать о рисках, для этого навыки управления проектом и ожиданиями клиента должны быть базовой гигиеной юриста, уровнем нормы. Самое интересное, что многие фирмы не готовы консультировать в отсутствие определенного регулирования. А клиентам, наоборот, нужна правовая поддержка в условиях неопределенности. 

Также меняется ценность экспертизы, ведь ее бизнес может вырастить у себя внутри. Получается, что конкуренцию с внутренними юридическими департаментами по ряду экспертных направлений юрфирмы уже проигрывают. Однако нужны сильные команды с хорошей инфраструктурой и внутренними ресурсами, когда требуется выполнить проект срочно и внутренних сил недостаточно. Нужны команды, которые могут быстро фокусироваться и предлагать решения в условиях неопределенности. Рынок требует от фирм качественного роста и переосмысления своей ценности. Сейчас необходимо инвестировать в  будущее: в команду, инфраструктуру, и тогда мы сможем реализовать открывающиеся перед нами  возможности. 

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+