К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Умные устройства: как развивается экосистема «Сбера»

Умные устройства: как развивается экосистема «Сбера»
Виртуальные ассистенты, smart-устройства, платформа для умного дома с совместимыми гаджетами от других производителей — все эти направления являются частью экосистемы «Сбера». Чем они полезны пользователям сегодня и как будут развиваться в ближайшем будущем?

«Давай поболтаем?»

Не так уж сложно представить себе момент, когда виртуальные ассистенты смогут отвечать на большинство «рекламных» звонков на наши телефоны, разбирать спам и даже помогать по хозяйству, например подсказывать, не пора ли купить домой что-то из продуктов. С их помощью будет проще и быстрее ориентироваться в «цифровом океане» информации, определяя то, что действительно заслуживает внимания человека. При этом с точки зрения качества общения такие ассистенты вполне могут стать полноценными собеседниками, способными поддержать разговор и по-настоящему «составить компанию».

Именно этим нас так и привлекает общество этих программ. Семейство собственных виртуальных ассистентов «Сбер» запустил в 2020 году. Только за первый год ими начали пользоваться более 20 млн человек.

В «Сбере» развитием семейства виртуальных ассистентов «Салют» занимается компания SberDevices, которая непрерывно работает над тем, чтобы их характеры становились глубже, а уровень эмпатии рос. Ведь «человечность» общения ассистентов крайне, а порой и критично важна. При этом необходимо развивать ассистентов не только «эмоционально», но и технологически. Такая работа требует применения самых совершенных технологий и алгоритмов. 

Так, два женских характера — Афина и Джой — стали первыми в России виртуальными ассистентами, общающимися при помощи генеративной модели на базе нейросети ruGPT-3, которая позволяет им быстро «придумывать» ответы на вопросы пользователя. К такому результату в «Сбере» шли поэтапно: сначала Джой научилась вести разговор с пользователем, самостоятельно генерируя ответы при помощи модели ruGPT-2, а уже позднее Афину и Джой обучили вести диалог в соответствии со своими характерами в режиме непрерывного общения. «Можно начать диалог с вопроса «Давай поболтаем?», — говорит Денис Филиппов, CTO SberDevices. — Еще недавно настоящий разговор с нейросетью было сложно себе представить, а с нашими ассистентами это реальность уже сегодня. За недолгое время работы над нашими ассистентами мы получили интересные кейсы их использования».

Детское техно

С самым неподдельным интересом с ассистентами общается детская аудитория, причем поддерживать диалог дети могут долго. В отличие от взрослых у них нет столь серьезного барьера в общении с «неживым», электронным собеседником. Для детей у ассистентов есть специальные наборы вопросов и ответов, которые постоянно развиваются. SberDevices создавала их совместно со специалистами издательства детской литературы «Розовый жираф». 

Например, ассистенту можно задать вопрос «Почему небо голубое?» или «Почему кошки урчат?» и получить на них развернутые ответы, а также еще на тысячи самых разных детских вопросов.

Что до взрослых пользователей, у них востребован заказ онлайн-покупок. Они также оценили удобство и скорость перевода денег при помощи управления ассистентом голосом. Это действительно занимает совсем немного времени — самый быстрый перевод был сделан всего за три секунды.

«Конечно, виртуальные ассистенты Салют помимо отличных собеседников еще и «проводники» во многие сервисы экосистемы Сбера, – говорит Денис Филиппов. Они постоянно получают новые навыки, чтобы пользователям стало еще проще получить любую услугу. Например, недавно мы подключили возможность заказывать еду через Delivery Club, а в приложении «Салют» стало возможно голосом вызывать такси. Ассистентов «Салют» можно даже попросить сгенерировать картинку — например, сказав «Позови художника», и нейросеть ruDALL-E это сделает. Мы не перестаем работать над списком их умений, которых станет гораздо больше». 

Теперь ассистентам «Салют» можно также доверить отвечать на звонки: в одноименном приложении появился бесплатный сервис умного автоответчика. Теперь ассистенты могут взять на себя общение по вопросам, которые пользователь готов им делегировать, например передавать персонализированные сообщения выбранным контактам, разговаривать со службами доставки или спамерами. Это еще один важный шаг в развитии ассистентов «Салют» как полноценных личных помощников — они сами ответят на входящий звонок, пообщаются со звонящим и передадут пользователю сообщение.

На связи с экосистемой 

Построение полноценной экосистемы «Сбера» предусматривает не только разработку ассистентов, но и создание собственных smart-девайсов. Для чего и была основана SberDevices — IT-компания полного цикла разработки и производства умных устройств. Сегодня их уже четыре: ТВ-медиаприставка SberBox, смарт-дисплей SberPortal, ТВ-медиацентр с камерой SberBox Top и самое молодое устройство — SberBox Time, которое объединяет в себе функции умной колонки и ТВ-приставки, а также отлично вписывается в любой интерьер, так как выполнено в виде часов с аналоговым циферблатом. 

«Разрабатывая SberBox Time, мы учитывали сразу три переменные: качественный звук, богатые мультимедиавозможности и стильный дизайн. SberBox Time — уникальное в своем классе устройство «3 в 1»: сочетает в себе функции колонки, ТВ-приставки и механических стрелочных часов, которые украсят любой интерьер и создадут «аналоговый» уют в нашем цифровом мире», — отмечает Константин Круглов, CEO SberDevices, старший вице-президент по новым цифровым поверхностям Сбербанка.

Умные устройства от «Сбера»: что они умеют?

В каждом из этих продуктов «живут» виртуальные ассистенты «Салют» от «Сбера», у них есть множество навыков: от заказа продуктов до записи в салон красоты и управления умным домом. 

С устройств, оснащенных камерой, можно совершать видеозвонки, проводить видеоконференции, а также пользоваться приложениями с дополненной реальностью (в том числе спортивными и детскими). 

Ассистенты от «Сбера» «трудятся» в партнерских телевизорах на платформе «Салют ТВ» и умных экранах, а также в приложениях «Сбербанк Онлайн» и «Салют». 

«Мы энергично работаем над новыми девайсами, и их линейка пополняется, — говорит Денис Филиппов. — У нас есть также линейка устройств умного дома. Мы производим собственные лампы, розетки, реле и диодные ленты». 

Наиболее высоким спросом пользуется самое недорогое устройство — SberBox: в этом году он стал лидером продаж в своей категории в сети «М.Видео-Эльдорадо». 

Секрет популярности SberBox не только в привлекательной цене, но и в удачном сочетании полноценного голосового управления и огромного количества смарт-функций. Большинство из них реализованы именно за счет виртуальных ассистентов семейства «Салют». 

Приведем небольшой пример: любой старый телевизор, у которого есть HDMI-выход, может запросто стать умным центром дома — при помощи компактного и очень бюджетного устройства. Помимо доступа к телеканалам, видео- и аудиосервисам, радио, YouTube (сегодня это базовый функционал для ТВ-приставок), в нем также есть браузер, доступ к облачному геймингу через сервис SberPlay, интегрированные сервисы заказа еды и продуктов, игры и детский контент. 

«Мы регулярно проводим глубокие исследования и, совершенствуя наши девайсы, стараемся предоставить максимум возможностей по ключевым запросам наших пользователей», — говорит Денис Филиппов.. 

Для этого необходимо создать и поддерживать «живое» сообщество, утверждают в «Сбере». Команда SberDevices организовала свое сообщество в Telegram — каждый пользователь может там предложить улучшения или проголосовать за какие-то «фичи» девайса. Интересный кейс: одним из главных запросов в этом году было расширение списка онлайн-кинотеатров. Теперь кино и сериалы с устройств от «Сбера» можно посмотреть не только в онлайн-кинотеатре Okko, но и в сервисах вне экосистемы. 

«Также наши пользователи хотели, чтобы наши устройства были оснащены браузером, и мы не просто формально добавили его, а сделали по-настоящему удобным: так, в приложении «Салют» можно включить режим аэромыши или тачпада, чтобы навигация была комфортнее. Ну и конечно, голосовое управление и поиск в наших девайсах также работают», — рассказал Денис Филиппов. 

Еще один пример выполнения пожеланий клиентов — линейка продуктов для умного дома. Используя ее, пользователи хотели бы иметь возможность подключать к единому голосовому управлению через ассистентов «Салют» и устройства других производителей. В «Сбере» сделали и это: теперь с платформой умного дома Sber совместимы устройства девяти сторонних производителей. Для пользователя это станет новым уровнем удобства: теперь он сможет по своему желанию комбинировать девайсы разных фирм и управлять ими всеми через единое приложение или голосом или настраивать единые для всех устройств сценарии управления.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+