Драйверы благосостояния: новая инвестиционная команда ПСБ — о принципах своей работы
«Ключевым фактором успеха становится технологическая зрелость компании»
Алексей Жоголев, старший вице-президент, директор департамента управления благосостоянием ПСБ. Курирует развитие бизнеса брокера и управляющей компании в рамках группы ПСБ
— Что, по вашему мнению, будет главным преимуществом в конкуренции за клиентов на инвестиционном рынке в ближайший год и почему?
— Мой опыт показывает, что, помимо современной линейки инвестиционных продуктов и возможности купить продукт в смартфоне за пару кликов, любому частному инвестору, и особенно клиентам с крупными суммами инвестиций, важно иметь возможность проконсультироваться с профессиональным инвестиционным советником. Поэтому, при всей привлекательности онлайн-модели, на мой взгляд, наиболее успешной будет гибридная модель взаимодействия с клиентом, позволяющая эффективно работать с разными клиентскими сегментами.
Провайдерам инвестиционных продуктов, которые намерены бороться за долю рынка, необходимо иметь инфраструктуру, которая обеспечивала бы бесперебойное совершение операций и работу мобильных приложений, а также обладала бы достаточным уровнем надежности для масштабирования и защиты клиентских данных. То есть одним из ключевых факторов успеха становится технологическая зрелость компании.
«Среди инвесторов растет доля представителей поколений Y и Z»
Максим Быковец, директор по развитию продаж продуктов благосостояния ПСБ
— Каков потенциал рынка и какие каналы продаж инвестиционных продуктов сейчас наиболее перспективны?
— Мы считаем, что объем рынка инвестиций в России может удвоиться к концу 2025 года, что, скорее, даже консервативная оценка, обусловленная циклом повышения ставки ЦБ.
По нашим оценкам, доля инвестиционных продуктов в сбережениях россиян не превышает 20%, а в США, например, более 50% сбережений населения вложено в инвестиционные продукты. Наша цель — привлечь 30% от общего портфеля сбережений наших клиентов, как новых, так и действующей базы, в инвестиционные продукты управляющей компании и брокера. В последние годы мы наблюдаем кратный рост частных инвесторов на российском рынке. На фоне этого меняется портрет клиента, растет доля молодежи — богатеющих представителей поколений Y и Z. Как правило, они лучше разбираются в технологиях и приходят к нам через цифровые каналы. Поэтому развитие продаж инвестиционных продуктов в цифровых каналах станет основным драйвером роста клиентской базы.
Но мы уделяем не меньшее внимание и офлайн-каналам, усиливаем команду кураторов — инвестиционных консультантов, которые сопровождают клиентов в офлайн- и онлайн-каналах, консультируя по всем вопросам, связанным с инвестиционным процессом и ситуацией на фондовом рынке. Как показывает многолетняя практика рынка, несмотря на различные рыночные ситуации, основной причиной, по которой люди меняют своего брокера или портфельного управляющего, является отсутствие регулярной качественной консультационной поддержки и оперативной реакции на запросы. Нам важно правильно управлять ожиданиями клиента с самого начала сотрудничества, чтобы сохранить его лояльность.
«Конкурентным преимуществом современного брокера является построение оптимального клиентского пути»
Александр Сокологорский, директор по брокерскому обслуживанию департамента управления благосостоянием ПСБ. Отвечает за развитие брокерского бизнеса ПСБ
— Какие брокерские услуги и продукты наиболее востребованы сейчас и почему? Как избежать конкуренции между брокером и управляющей компанией?
— Набор брокерских продуктов у всех брокеров в общем один, поэтому главное, что выбирает клиент, — удобство и безопасность сервисов брокера на всех этапах взаимодействия. С самого начала — корректной продажи нужного инвестиционного продукта с тем уровнем риска, к которому готов клиент, обучения и предоставления развернутой аналитики по рынку и эмитентам — до удобных сервисов выплаты налогов с полученного инвестдохода. Задача брокера — выстроить эти процессы таким образом, чтобы клиенту требовалось совершить минимум усилий для достижения нужного результата.
Времена, когда банк, брокер или управляющая компания могли развиваться раздельно, далеко позади. Сейчас клиент хочет получить весь набор финансовых продуктов у одного провайдера. И доля каждого из сервисов в портфеле клиента зависит исключительно от предпочтений клиента, его знаний, опыта, темперамента и профиля риска. Очевидно, что у клиента, негативно относящегося к любым финансовым потерям и не стремящегося к самостоятельной работе на бирже, основную долю в портфеле будут занимать сберегательные продукты банка и максимально консервативные стратегии управляющей компании. Но те, кто интересуется миром инвестиций, готов изучать финансовые рынки и рисковать, смещают баланс портфеля в сторону инвестиций с брокерского счета. За последние годы таких клиентов становится все больше. Задача современной финансовой группы — предоставить качественный ассортимент всех продуктов, избегая мисселинга.
«На первый план выходят честность и прозрачность в отношениях с клиентом»
Андрей Бершадский, генеральный директор УК ПСБ. Отвечает за реализацию стратегии развития УК, масштабирование бизнеса по управлению активами, технологическую трансформацию моделей продаж продуктов УК
— Какой должна быть современная управляющая компания?
— Критически важно правильно сформировать ожидания клиента от инвестирования и удерживать, а в идеале — наращивать активы клиента в неизбежные периоды рыночной волатильности. В России не клиент бегает за инвестиционным продуктом, а продукт — за клиентом. Поэтому на первый план выходят честность и прозрачность в отношениях между управляющей компанией и клиентом, как на этапе продаж, так и на последующих этапах обслуживания. Главное — чтобы клиент не ушел с рынка при первой же просадке. Инвестор должен получать понятные ответы на волнующие его вопросы в любой ситуации. Исследования на рынках управления благосостоянием в развитых странах показывают, что недостатки коммуникации — основная причина ухода клиентов от своего инвестиционного советника.
Безусловным вызовом для себя я считаю повышение технологичности бизнеса — продаж и сервисной поддержки клиентов. Также актуальна технологичность в тестировании продуктовых гипотез, быстром создании и выводе новых продуктов на рынок. Наконец, сейчас на рынке в самом разгаре «война за таланты». Как на стороне инвестиционных специалистов — портфельных управляющих и аналитиков, — так и на стороне продуктовых менеджеров, инвестиционных консультантов и продавцов.
«Основа успешного процесса инвестирования — комфорт клиента»
Андрей Русецкий, управляющий директор по инвестициям УК ПСБ. Возглавляет инвестиционную команду, отвечает за развитие продуктовой линейки УК, в том числе стратегий доверительного управления и паевых инвестиционных фондов, для всех клиентских сегментов
— На каких принципах должен строиться инвестиционный процесс современной управляющей компании? Каков главный принцип?
— Придерживаюсь фундаментального подхода к инвестициям, который, как показывает время, является самым правильным. И раскрывается на длинных горизонтах, на то он и системный. К примеру, за 8 лет открытые фонды под моим управлением выросли на +480%, обогнав индекс Мосбиржи более чем в полтора раза.
Основа успешного процесса инвестирования — комфорт клиента. Это касается как сервисов (легкость операций, отчеты, коммуникации и т. д.), так и инвестиционной политики — то есть того уровня риска, который может принять на себя клиент. Если первая часть полностью зависит от управляющей компании, ее инфраструктуры, то вторая часть формируется после общения с клиентом, здесь как раз и помогает тестирование на уровень принятия рисков.
Риск-профиль, безусловно, зависит от возраста и опыта человека.
Например, свои личные средства я инвестирую в акции с использованием кредитного плеча. В то же время средства родителей и моей семьи вложены в облигации надежных эмитентов и акции, в большинстве случаев через биржевые фонды широкого рынка.
Мы развиваем широкую линейку продуктов, но все-таки с фокусом на стратегии на основе акций и смешанных инвестиций. Покупая продукты управляющей компании, клиенты идут за доходностью. Консервативные инструменты для населения — это депозиты, облигации, по которым низкая комиссия и низкая доходность.
«Мотивацией для управляющих является создание и позиционирование себя как бренда»
Владимир Сердюков, заместитель генерального директора УК ПСБ. Отвечает за финансовую и операционную эффективность бизнеса и построение системы мотивации персонала
— Как трансформируется функционал управляющих в условиях цифровизации?
— В условиях цифровизации отношения между управляющим и клиентом переходят в онлайн-формат, соответственно, растет значимость технологий, автоматизации бизнес-процессов, особую актуальность приобретает вывод в цифровые каналы простых коробочных решений, которые понятны массовому клиенту.
Создание понятных ценностей для клиентов, высокая операционная эффективность и команда — главные составляющие успешной бизнес-модели в управлении активами. В настоящее время недостаточно стандартного продуктового ряда, чтобы выделиться среди конкурентов. Необходима также разработка и вывод на рынок уникальных инвестиционных решений, которые могут быть интересны различным сегментам клиентов. Для этого нужна команда, мотивированная не только уровнем компенсации. Мотивацией для управляющих является создание и позиционирование себя как бренда качественного управления активами на основе публичных результатов. В будущем это позволит привлекать клиентов, давая им уверенность в эффективном управлении их сбережениями с учетом их целей и текущих рыночных тенденций.
Несмотря на технологический бум и цифровизацию, человеческий фактор продолжает играть значимую роль в вопросах доверия и личного контакта между клиентом и управляющим. Данный аспект особо актуален для клиентов сегмента HNWI (High Net Worth Individuals — с капиталом свыше 1 млн долларов — прим. ред.), для которых предпочтительным остается индивидуальный подход.
«Выдержка и опыт позволяют принимать правильные решения на сложном рынке»
Андрей Алексеев, старший портфельный управляющий УК ПСБ. Управляет смешанными инвестиционными портфелями розничных и институциональных клиентов УК
— Какая главная черта должна быть у управляющего на российском фондовом рынке?
— Главная черта — выдержка и длительный опыт управления активами, которые позволяют придерживаться выбранной стратегии в сложные моменты на рынках.
Портфельное управление — это, по сути, отработанная годами технология, и только при правильном, последовательном выполнении всех ее этапов можно добиться долгосрочного успеха на финансовых рынках — как для наших клиентов, так и для бизнеса самой компании.
Я придерживаюсь классического подхода к управлению активами на основе фундаментального анализа, комбинируя стили top-down (фокус на макроэкономике и ее циклах) и bottom-up (фокус на анализе отдельных акций). Сначала на основе анализа основных макроэкономических данных принимаю решение о распределении средств между различными классами активов и отраслями. При этом учитываю инвестиционные цели и benchmark конкретного портфеля. Затем, после изучения финансовых отчетов и сравнительной оценки внутри целевого сегмента рынка, выбираю наиболее интересные активы для инвестирования. Выдержка и длительный опыт управления активами позволяют придерживаться выбранной стратегии и принимать правильные решения в сложные моменты на рынках.
ПАО «Промсвязьбанк»