ВЭД без боли: как «Тинькофф Бизнес» упростил валютный контроль
Отчетность и декларирование представители малого и среднего бизнеса включают в тройку самых острых проблем для внешнеэкономической деятельности. Такие данные приводятся в исследовании «Таможенная карта», проведенном аналитическим центром НАФИ. Неудивительно, что ошибки или несвоевременная сдача документов могут обернуться внушительными потерями и штрафами. В «Тинькофф Бизнесе» обратили внимание на рост числа импортеров и экспортеров в сегменте МСП и сопутствующие этому проблемы еще четыре года назад. «Несмотря на то что специализированные продукты для участников ВЭД предлагало множество банков, мы сочли нишу перспективной, — рассказывает Леонид Назаров, руководитель управления продуктов «Тинькофф Бизнеса». — Конкуренты слишком жестко трактовали законодательство, многие операции проводились исключительно в офисах и отнимали очень много времени». Разобравшись в болевых точках предпринимателей, в «Тинькофф Бизнесе» выстроили принципиально другой клиентский путь и сервис валютного контроля.
Долго, сложно, нервно
Казалось бы, согласование документов — обычная процедура, но именно на этом этапе бизнес сталкивается со множеством проблем. «Я сбился со счета, сколько раз мы рисковали немалыми суммами из-за несвоевременно полученного документа или возврата на доработку», — рассказывает генеральный директор «Бэйби Опт Груп» Андрей Корнышев. Его компания эксклюзивно импортирует игрушки и развивающие товары зарубежных производителей для детей до 5 лет. Почти 70% ассортимента – это бренды из Германии, Австралии, Великобритании и США. Чтобы перечислить деньги поставщику из другой страны, банк запрашивает стандартный пакет документов: контракт на русском и английском языках, счет на оплату.
Дальше начинаются нюансы, зависящие от требований конкретного банка. И это довольно распространенное явление. «Мы обслуживались в разных организациях. На проведение одних и тех же операций в одной могло потребоваться несколько часов, в другой — несколько дней», — подтверждает Иван Твердохлебов, основатель и руководитель IT-компании Compliance Control.
К примеру, банк, с которым работала «Бэйби Опт Груп», просил включить или исключить какие-то пункты в договоре с поставщиком. Принимались только документы с синей печатью. Европейским компаниям для подтверждения обязательств достаточно подписи, поэтому ее наличие приходилось контролировать дополнительно. Направленные по электронной почте документы не рассматривались — все оригиналы нужно было привезти в офис. В момент пиковой нагрузки только на это могло потребоваться полдня. «Если сотрудник банка сочтет, что в договоре не хватает какой-либо информации, нужно подготовить новую версию, снова направить ее на подпись и доставить в банк. Однажды гоняли договор туда-обратно три раза: потеряли массу времени, задергали партнеров», — с сожалением вспоминает Андрей Корнышев. Почему все необходимые правки нельзя внести на начальном этапе? Проблема в том, что в крупных банках система согласования предполагает участие нескольких подразделений. Получить исчерпывающую консультацию или инструкцию с проверенными рекомендациями практически невозможно.
Компания Compliance Control занимается аудитом защищенности платежных систем. Ее клиенты находятся в 35 странах мира. «В месяц мы проводим около 20 входящих и исходящих валютных платежей. С точки зрения законодательства это простые сделки, но в каждом новом контракте свои нюансы, — поясняет Иван Твердохлебов. — Когда я пытался прояснить какой-либо момент у менеджера банка, который нас обслуживал, то вместо подробных разъяснений часто получал ссылку на нормативный документ ЦБ или набор кодов, из которых самостоятельно нужно было выбрать верный».
Когда речь идет о прохождении валютного контроля, на счету каждый день. Справку о подтверждающих документах необходимо представить в банк не позднее 15 рабочих дней следующего после оформления месяца. Это не всегда возможно сделать в указанные сроки. За срыв сроков налоговая инспекция вправе выставить штраф — до 50 000 рублей за первое нарушение и до 150 000 рублей за повторное. В худшем случае его могут выписать и компании, и гендиректору — и тогда потери будут больше. «Несколько раз сотрудники не успевали вовремя представить в банк справку о подтверждающих документах. В какой-то момент я ощутил, что очень устал от переживаний, оштрафуют нас или обойдется», — говорит Андрей Корнышев.
В поисках решений своих проблем обе компании опробовали валютный сервис «Тинькофф Бизнеса».
Укрощение процессов
Первое отличие, которое сэкономило им много рабочих часов, — дистанционная работа. Все необходимые документы загружаются в личный кабинет. Менеджеры «Тинькофф Бизнеса» не считают нужным перестраховываться и усложнять процесс. Без лишних вопросов принимаются сканы документов — это не противоречит российскому законодательству. Часть процессов осуществляется в автоматическом режиме.
За каждым клиентом банк закрепляет персонального менеджера, который помогает с возникающими вопросами как по ВЭД, так и по другим продуктам. По части валютного контроля, постановки контрактов на учет и т.д. валютный ассистент «Тинькофф Бизнеса» помогает крупным компаниям следить за сроками, проверяет документы, часть из них заполняет самостоятельно.
«Здорово, что вся информация по компании аккумулируется в одних руках. Раньше мы часто висели на горячих линиях, чтобы объяснить новичку специфику нашего бизнеса, — говорит Андрей Корнышев. — Теперь в чат приходят сообщения, каких документов не хватает для завершения того или иного этапа. Остается лишь загрузить их. Наконец я перестал следить за всем сам и избавился от страха получить штраф».
К простому и прозрачному процессу обслуживания клиентов ВЭД в «Тинькофф» пришли не сразу. Изначально банк не принимал договоры на иностранном языке и требовал перевода их на русский. А если клиент присылал неполный пакет документов для прохождения валютного контроля, ему отказывали в проведении платежа. Клиенту приходилось заново заводить платеж и прикладывать документы — те, которые он уже представлял, и еще дополнительные. Без справки о подтверждающих документах (СПД) нельзя было заплатить или получить деньги за уже оказанные услуги. Естественно, все эти ограничения были неудобны компаниям, отнимали время и вызывали шквал негатива.
В «Тинькофф Бизнесе» изучили все отзывы клиентов, провели работу над ошибками и устранили все узкие места, мешающие ведению ВЭД. Сейчас банк принимает договоры на всех языках. А если каких-то документов не хватает, то менеджер их запросит, клиент сможет дослать недостающие файлы в чат — и платеж успешно пройдет валютный контроль.
Еще несколько лет назад в личном кабинете не отражалась комиссия стороннего банка при зачислении валюты и клиентам приходилось представлять СПД на комиссию — это было неудобно. Иногда клиенты не знали, что нужна справка и как ее делать, а некоторые просто забывали про нее. В итоге СПД представляло не больше 1% клиентов. В «Тинькофф Бизнесе» решили избавить клиентов от этой головной боли. Клиент один раз дает в чате согласие на отображение комиссии других банков, и дальше СПД за него готовят менеджеры «Тинькофф».
Затраты — к минимуму
Во многих малых и средних компаниях собственники оставляют контроль за ключевыми процессами за собой. Для таких клиентов в «Тинькофф Бизнесе» предусмотрен другой формат работы. Именно им воспользовались в Compliance Control. «Я пробовал передать часть валютных проектов подчиненным, но многие вопросы требуют широких полномочий и творческого подхода, — объясняет Иван Твердохлебов. — Проще вести это самому, но, не скрою, временные затраты хотелось свести к минимуму. Интерфейс «Тинькофф Бизнеса» предоставил мне такую возможность».
Начать работу в системе сможет даже не слишком опытный пользователь. Самые распространенные вопросы собраны в разделе «Тинькофф Помощь». Если в каком-либо процессе допущена неточность, устранить ее помогают всплывающие подсказки или комментарии менеджера. После завершения любой операции система выводит дальнейшую последовательность шагов. За статусом того или иного процесса легко следить в личном кабинете.
Изначально отдел валютного контроля «Тинькофф Бизнеса» так же, как и в других банках, работал только по будням, и платежи, которые клиенты присылали в выходные, обрабатывались не раньше понедельника. Но клиентам такой график был неудобен — они совершают сделки вне зависимости от дня недели. Поэтому, чтобы обеспечить высокую скорость обслуживания, в подразделении валютного контроля «Тинькофф» была сформирована группа, сосредоточенная на ежедневной поддержке клиентов. Консультации можно получить и в субботу, и в воскресенье, а с октября 2020 года — даже ночью.
В Compliance Control отмечают, что более чем за год совместной работы ни разу не столкнулись с ситуацией, когда персональный консультант не владел подробной информацией по возникшему вопросу.
По словам Леонида Назарова, это следствие правильно поставленных целей: «Клиентский путь должен быть максимально комфортным, поэтому мы никогда не экономим на обслуживании. Каждый день мы проводим тысячи операций и сформировали огромную экспертизу по оформлению документации, прохождению валютного контроля и таможенному оформлению. Эти знания помогают совершенствовать интерфейс и пополнять базу готовых решений и инструкций для наших клиентов».