«Высокий сезон»: как растет активность розничных клиентов в конце года
Контролируемый рост кредитов
ВТБ побил рекорд прошлого года по выдаче розничных кредитов, несмотря на резкое повышение ключевой ставки и новые ограничения из-за пандемии. За три квартала банк выдал около 1,9 трлн рублей кредитов физлицам, что на 11% превышает объем продаж за весь прошлый год. Общий портфель розничных кредитов вырос с начала года на 20% и достиг 4,4 трлн рублей. «Четвертый квартал снова станет «пиковым» с точки зрения продаж, — делится планами на конец года заместитель президента-председателя правления ВТБ Анатолий Печатников. — По наиболее популярным у населения продуктам — кредитам наличными и ипотеке — мы преодолеем историческую планку в 1 трлн рублей выдач по итогам года, причем по каждому из них».
Условия своего флагманского продукта, «Карты возможностей», ВТБ улучшил как раз на старте «высокого сезона», чтобы ее владельцы лучше подготовились к предпраздничным тратам. Беспроцентный период увеличен до 200 дней, а кешбэк на любые покупки в первые 30 дней пользования карты — до 10%. Предложение распространяется на всех новых держателей «кредитки» и действует до конца года.
В условиях нового локдауна ВТБ особое внимание уделяет дистанционному обслуживанию. До конца года клиенты смогут получить автокредит с залогом в приложении ВТБ Онлайн. Выбрав машину в дилерском центре, пользователь получает деньги на покупку без визита в банк, экономит свое время и избегает лишних выходов из дома.
Несмотря на рекордные показатели кредитования, банк контролирует долговую нагрузку своих клиентов, не допуская их закредитованности, подчеркивает Анатолий Печатников. «Как социально ответственный банк мы внимательно оцениваем рыночную ситуацию и постоянно следим за долговой нагрузкой наших заемщиков», — объясняет топ-менеджер. — Учитывая новую волну пандемии, мы модифицировали программу кредитных каникул и готовы оказать поддержку клиентам, которые оказались в сложной финансовой ситуации на время нового локдауна».
Ипотеку ждет рекорд
Этой осенью рынок радует российских заемщиков корректировкой цен на недвижимость в крупных городах. На первичном рынке стоимость квадратного метра постепенно снижается, а на вторичном прекращает рост.
Несмотря на повышение ключевой ставки, спрос клиентов на ипотеку остается стабильно высоким, отмечает Анатолий Печатников. ВТБ за 10 месяцев выдал 885 млрд рублей жилищных кредитов, что на 20% превышает результат за аналогичный период прошлого года. Это — пример для всего рынка, который в этом году уже обновил свой рекорд выдач и идет к отметке в 5,8 трлн рублей. Такого результата в России никогда не было.
«Одним из факторов развития рынка в следующем году станет модернизация госпрограмм, которая была предложена правительством осенью. В частности, расширение льготных условий на объекты индивидуального жилищного строительства может привести к двукратному росту объемов этого рынка. Совместно с регионами мы сфокусируемся на развитии локальных программ для социальных категорий населения. С января 2022 года запускаем пилотный проект со сниженными ставками для социальных категорий населения в Архангельской области и постоянно будем расширять список регионов-участников», — добавил Печатников.
Планируют в ВТБ специальные условия и для клиентов, покупающих дорогостоящие квартиры. С учетом роста стоимости недвижимости в период пандемии такое предложение может оказаться весьма актуальным для мегаполисов, где стоимость «квадрата» традиционно значительно выше. Спрос на такую ипотеку есть: в ВТБ на кредиты с чеком более 12 млн рублей он в этом году вырос втрое, превысив 110 млрд рублей. Для состоятельных клиентов банк планирует запустить продукт со специальной ставкой и возможностью покупки недвижимости без посещения МФЦ.
Возвращение депозитов
Рост ключевой ставки изменил отношение клиентов к сберегательным продуктам — они вновь обратили внимание на классические депозиты. С середины года рост портфеля срочных вкладов в ВТБ составил 11% и превысил 2,1 трлн рублей. «В условиях растущих ставок они становятся альтернативой не только накопительным счетам, но и инвестиционным продуктам. Сегодня средневзвешенная доходность по депозитам уже превышает инфляцию и консервативные стратегии инвестирования. Поэтому до конца этого года и в следующем году, по нашим прогнозам, динамика по рынку депозитов будет позитивной», — комментирует зампред ВТБ.
Портфель привлеченных средств розничных клиентов банк по итогам девяти месяцев нарастил на 13% — до 7,7 трлн рублей. Объем вложений через инвестиционные продукты увеличился на четверть и приблизился к 2,4 трлн рублей. При этом портфель субординированных облигаций за девять месяцев вырос втрое и по итогам года превысит 200 млрд рублей. Как отмечает Печатников, этому будет способствовать размещение нового выпуска ценных бумаг банка, которое состоялось в начале октября.
Гибридная защита
«Обратная сторона цифровизации — рост кибермошенничества», — заявили в ВТБ. Действительно, на фоне пандемии, изоляции и повсеместной «диджитализации» мошенники все чаще пытаются добраться до средств населения через удаленные каналы. За 9 месяцев этого года число их попыток украсть деньги выросло в 1,5 раза. Причем если прошлый год был отмечен различными сценариями социальной инженерии, а начало этого — более активным распространением фишинга, то сейчас злоумышленники переходят на «гибридный» формат, применяя оба метода сразу. Сегодня уже каждая седьмая атака стала «комбинированной».
Чтобы бороться с этим, пользователи ВТБ Онлайн теперь могут самостоятельно заблокировать свою кредитную карту на определенное время, если опасаются угрозы со стороны злоумышленников. «В нашем чат-боте организован сбор данных о номерах телефонов мошенников и фишинговых сайтах, которые мы анализируем и передаем на дальнейшую блокировку. В октябре только эта опция позволила выявить более 100 тысяч номеров мошенников. Мы видим, что совместные усилия банка и клиентов дают результат: за последний месяц число выявленных попыток хищения средств сократилось на 50% к сентябрю», — заявил Анатолий Печатников.
Для удобства и безопасности пользователей ВТБ Онлайн банк до конца года запустит еще одну новинку: вход в приложение в маске. Идентификация проходит с использованием умных часов или браслета на iOS и Android. Подобная функция появится на российском рынке впервые. «Сейчас очень важно соблюдать все правила безопасности, особенно находясь в общественных местах. Но совершить покупку в магазине с помощью смартфона, не снимая при этом маску, уже практически невозможно. Мы решили первыми урегулировать этот вопрос, и теперь привычные финансовые операции будут доступны нашим клиентам даже в маске — удобно и без лишнего риска для здоровья», — отметил Анатолий Печатников.