Почему иногда лучше сделать «не так»: как бизнесмены-новаторы меняют мир вокруг нас
Что вы творите?
Когда в 2015 году начинающий ювелир Дмитрий Кузнецов решил открыть свою мастерскую, вместо того чтобы принять предложение о работе на крупную ювелирную компанию, он знал, от чего отказывается. «У меня было не просто огромное желание украшать людей. Я мечтал делать такие вещи, которые, появляясь в определенный момент в жизни человека, вместе с ним проживут и его судьбу, — говорит Дмитрий Кузнецов. — В каком-то смысле мое дело стало моей миссией — создавать изделия, которые попадают клиенту в самые нужные моменты и таким образом становятся их символами».
Сегодня его мастерская Mozi J работает в трех направлениях: создает украшения по индивидуальным заказам, развивает кастомизацию аксессуаров (наручных часов, чехлов для гаджетов и их самих) и продает брендированные украшения.
«Самое сложное — найти подход к каждому украшению, — говорит Дмитрий Кузнецов. — За реализацией нестандартных запросов стоит множество тонких технических моментов. Все изделия уникальны, поэтому работа с каждым из них — это эксперимент, а иногда и настоящая головоломка». Чтобы импровизация оказалась успешной, предприниматель собрал в Mozi J ювелиров-специалистов по всем видам металлов, камней и крепежных устройств.
«Дмитрий Кузнецов — самый яркий и смелый представитель закрытого сообщества ювелиров, — уверен российский режиссер Олег Трофим. — Его необычные проекты отражают прогрессивный взгляд российских мастеров на ювелирное искусство. При этом Дмитрий не конкурирует с ювелирными корпорациями — он создал собственную нишу».
Мастерская Mozi J вошла в состав новой креативной рекламной кампании Альфа-Банка — четырех ярких и динамичных короткометражных роликов, рассказавших success-story про предпринимателей.
Поддержать «неправильных»
«Ты все делаешь не так. Продолжай!» — под таким девизом в АО Альфа-Банке 27 сентября 2021 года стартовала новая федеральная кампания по поддержке предпринимателей. Проект снял Олег Трофим, известный по фильму «Майор Гром. Чумной доктор»12+, ставшим самым популярным среди пользователей Netflix по всему миру. В проекте снялись реальные предприниматели, которые на старте своего бизнеса сталкивались с критикой окружающих. Им говорили: «На этом не заработаешь», «Да кто это купит? Это вообще не бизнес». Они никого не слушали и пришли к успеху.
«Наша цель — вдохновить предпринимателей как можно чаще делать все «не так», как было до них, и мыслить нестандартно, — говорит руководитель дирекции бизнес-маркетинга Альфа-Банка Тимур Зулкарнаев. — Альфа-Банк хорошо знает своих клиентов. Знает, как сложно начать свое дело, когда в тебя никто не верит. И всегда поддерживает предпринимателей в их начинаниях».
«В видеоролике истории о Mozi J мы противопоставили устаревший образ ювелирного мастера характеру современного предпринимателя, — рассказал Олег Трофим. — Затхлость и однообразие против шика и стиля под крылом дерзкого трендсеттера».
Способность дерзко и нестандартно мыслить свойственна и всем остальным участникам проекта.
Бизнес-пасека
На пасеки Ольги Кулажонок посетители приезжают как на спа-сеансы. Неудивительно: пыльцу можно попробовать, нектар благотворно действует на органы дыхания, а монотонное жужжание пчел успокаивает нервную систему. Гостей приводят в однокомнатные «апи-домики» — строения, в нижней части которых расположены открытые ульи, отделенные от «гостевой» зоны плотной сеткой. Гости ложатся на койки и полностью расслабляются, вдыхая медовые ароматы и прислушиваясь к жужжанию пчелиного роя.
В это сложно поверить, но на самом деле хозяйка пасеки Ольга Кулажонок никогда не любила мед — пока не получила в подарок маленькую баночку с собственной пасеки своего знакомого. «Я поняла, что мед бывает невероятно вкусным, но достать такой очень сложно, — говорит Кулажонок. — Поэтому мы решили попробовать на своем дачном участке производить мед для себя. Правда, когда мы рассказали о своем намерении в социальных сетях, коллеги со стажем писали, что без опыта в этом сложном деле у нас ничего не получится». Ольгу поддержала личная философия: отсутствие опыта компенсирует сильная мотивации. Она и стала двигателем проекта.
Сегодня компания Кулажонок не только продает мед, пыльцу, соты, восковые пластинки и своего рода «медовые спа», но и варит медовое мыло и делает другие продукты на основе меда.
В видеоролике Ольга представлена в образе исследователя и первооткрывателя. В костюме, похожем на форму космонавта, она путешествует по загадочному миру пчелиных сот и меда. «Ольга продает не только мед, но и свою любовь и увлеченность пчеловодством. Она исследует жизнь пчел, их уникальность и потенциал. О пользе меда она готова рассказывать часами, заражая своей страстью всех, кто рядом», — говорит Олег Трофим.
Гаджеты для киберлюдей
Пользователей своих функциональных и эстетичных протезов для рук в Motoriсa называют не инвалидами, а киберлюдьми. Основатель компании Василий Хлебников до 2016 года создавал на своем производстве с помощью 3D-принтера и цифровых технологий детали для авиа- и приборостроения. Как-то раз он посмотрел видеоролик, где инженер распечатал на обычном домашнем 3D-принтере протез руки и подарил его ребенку. Именно этот ролик и изменил его бизнес. В тот период в мире практически не существовало функционального детского протезирования и все протезы выглядели, как рука манекена. Василий Хлебников прекрасно помнит, что идея создавать киберпродукт казалась возможным партнерам фантастической и невыполнимой. Большинство сложных технических решений действительно приходилось разрабатывать самостоятельно.
Первый прототип протеза Motoriсa был неэстетичным и ограниченным по функционалу, поэтому возникали разного рода проблемы. Например, как с таким изделием преодолеть страх у детей? Помогла яркая расцветка и рисунки любимых персонажей. Взрослым пользователям протезов затруднительно взаимодействовать с деньгами и банковскими картами — и Motorica совместно с Альфа-Банком и Mastercard первыми в мире встроили в киберруку чип с технологией PayPass. «Сейчас перед нашей командой стоит одна из самых сложных задач — подключить киберруку к нервной системе человека и передавать тактильные ощущения. И я уверен, что скоро наши кибердевайсы не просто полностью восстановят функционал утраченной руки, но и смогут сделать его гораздо шире», — говорит Василий Хлебников.
В ролике Альфа-Банк показывает путь Motoriсa — от небольшой лаборатории с несколькими инженерами до предприятия с уникальным высокотехнологичным продуктом.
«Бизнес Motoriсa начался тривиально: с маленькой лаборатории, попыток произвести революционный продукт, — рассказывает Олег Трофим. — В видеоролике мы попытались создать пространство о пустоте, одиночестве. Василий Хлебников в образе инженера выбивается из сил. Но воспрянет духом, когда его поддержит одна из девочек, которой протез помог вернуть вкус к жизни и показал возможности кибербудущего».
Кофе со сливками
Мало кто знает, но продажи спешелти-кофе из арабики начались с небольшой кофейни LES. Ее основатель Олег Поло первым стал продавать там этот популярный сорт. Идея с открытием кофейни появилась случайно. Изначально Поло планировал развивать коворкинг, оформленный в экостилистике. Отсюда и название — LES. А какой коворкинг без кофе? Можно было бы обойтись обычной кофемашиной, но Олегу и его партнерам хотелось варить клиентам кофе собственной обжарки.
Погружение в процесс приготовления, изучение сортов и многочисленные дегустации привели к идее закупки спешелти-кофе из арабики. Партнеры сами обжаривали и варили. «Чтобы отличить качественный кофе от некачественного, необязательно быть гуру», — убежден Олег Поло. Сейчас его компания начала продавать кофе в автоматизированных торговых автоматах, став одним из первых игроков на этом рынке.
«В видеоролике мы решили показать кофейню LES через инсталляцию, — говорит Олег Трофим. — В ее основе — контраст шумной городской среды и места для покоя и умиротворения». Наблюдая за процессом приготовления кофе в тонких кофейных сифонах, зритель погрузится в непростой, эстетичный и медиативный процесс.
«Каждый предприниматель сделал локальный бизнес для себя и людей вокруг себя. А потом это превратилось в нечто значимое для целого города и всей нашей культуры, — заключает Олег Трофим. — Именно такие энтузиасты, а не большие корпорации, меняют нашу реальность. Прямо сейчас».