В тренировочном ангаре капсулы тренажеров плавно покачиваются на обманчиво тонких гидравлических ногах. Со стороны кажется, что это роботы будущего занимаются медитацией. В это время внутри кабин, в виртуальной реальности полета, пилоты пытаются посадить самолет с отказом двигателя или преодолеть полосу непогоды. Отобранные среди лучших курсантов летных училищ для участия в конкурсе «Лучший в небе» сталкиваются с такими технологиями впервые.
— Сложность в том, что в училищах таких современных тренажеров нет, — рассказывает старший пилот-инструктор Александр Гуров. — Обычно, когда выпускники поступают в компанию, их сперва обучают для работы на современной технике. Эти молодые ребята уже имеют опыт полетов на маленьких Cessna или двухмоторных Diamond, но, конечно, они никогда не летали на пассажирских самолетах SSJ100. Принцип управления самолетом в основе одинаков: штурвал на себя — двигаемся вверх, штурвал от себя — двигаемся вниз. Вопрос в расположении приборов и в самой системе управления. К примеру, на этом воздушном судне нет штурвала, здесь сайдстик — боковая ручка управления. Еще используются электродистанционная система Fly-by-Wire, где управляющие сигналы идут по проводам и нет нужды балансировать самолет, как на других машинах. Курсант, не знакомый с этим процессом, должен проявить смекалку и аналитические способности. А наша задача — посмотреть, как он будет адаптироваться за короткое время.
Прежде чем сесть в кабину, участники сдавали техническое тестирование по тем дисциплинам, которым обучают в летных училищах: метеорология, аэродинамика, навигация. На практике же им предстояло выполнить визуальный полет по кругу над Минеральными Водами при отключенном автопилоте и продемонстрировать заход на посадку в сложных метеоусловиях по системе точного запроса. Важно было сохранять высоту и скорость, ориентируясь на виртуальные виды за окном кабины: гипотетическая машина должна двигаться на высоте 1500 футов со скоростью 180 узлов в час.
Летную программу оценивают опытные пилоты-инструкторы Александр Гуров и Дмитрий Козерецкий. Во время выполнения задания они сидят на втором ряду кресел тренировочной кабины и наблюдают за ситуацией и поведением участников. На конкурсе смотрят не только на техническую подготовку курсанта, но и на его умение грамотно управлять ресурсами экипажа и взаимодействовать со вторым пилотом, а общение с диспетчером на английском языке может принести дополнительные баллы.
— Видно, что ребята любят профессию, которую выбрали, и живут стремлением к достижению большой цели, — говорит пилот-инструктор Дмитрий Козерецкий. — Победа для них очень важна не только из-за звания «лучший». Конечно, наши организаторы приготовили на вручение довольно приятные призы и грамоты. Это шанс — результаты курсантов обязательно будут отмечены в «Аэрофлоте», который является крупнейшим эксплуатантом SSJ100 в мире.
За лобовым стеклом виртуального самолета взлетная полоса Минеральных Вод. Погода пасмурная, но безветренная. Курсант Екатерина Милованова, единственная девушка среди участников этого года, запрашивает у диспетчера разрешение на взлет.
— Женщиной-пилотом в наше время никого не удивишь, — считает Александр Гуров. — В прошлом году в конкурсе участвовали сразу две юные соискательницы. В компании «Аэрофлот» девушек довольно много.
Итоги конкурса «Лучший в небе» объявили на торжественной церемонии награждения в Гостином дворе в рамках Транспортной недели. По результатам двух этапов победу одержал Сергей Чипюк, курсант Сасовского летного училища. Награды и памятные подарки победителю вручали заместитель генерального директора Аэрофлота по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров, руководитель Росавиации Александр Нерадько и президент ОАК Юрий Слюсарь.
«Уже второй год подряд мы проводим конкурс «Лучший в небе». Он позволяет нам выбирать самых достойных среди будущих пилотов, — подчеркнул Владимир Александров, обращаясь к гостям и участникам мероприятия. — Для Аэрофлота молодые квалифицированные специалисты представляют большую ценность, поэтому мы заботимся об их обучении и профессиональном развитии. И конечно, мы заинтересованы в подготовке летного состава для воздушных судов Sukhoi Superjet 100».