Сейчас, с наступлением нового инновационного обострения у властей, пора подсчитать объемы уже случившихся бюджетных вливаний.
Часто полагают, что государство выделило на инновационное развитие огромные деньги. Действительно, цифры могут удивить: одно только строительство технопарков должно было обойтись в 120 млрд рублей. На деле обычно все гораздо скромнее: фактические цифры ассигнований из федерального бюджета не включают частного софинансирования и вклада регионов. Вдобавок многие инструменты — от целевых программ до РОСНАНО — существенно пострадали от кризиса.
Я выделил и свел в таблицу основные целевые механизмы, разнообразными способами стимулирующие инновации. Большинство из них зародилось в 2005-2007 годах, когда в борьбу за потоки нефтяных денег на коммерциализацию технологий дружно вступили Минэкономики, Минобрнауки и Минкомсвязи.
Сразу оговорюсь: в таблице нет крупных программ по авиастроению, ядерной сфере, ГЛОНАСС и даже микроэлектронике. Я исключил их по методологическим соображениям: во-первых, они рождены не столько новой для России инновационной парадигмой, сколько старой, связанной с ОПК и советским отраслевым наследием. Во-вторых, конкурсный характер распределения средств выражен в них гораздо слабее. Нет и чисто научно-образовательных программ.
Теперь пояснения
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса» (2007-2012)
Программа стартовала в 2006 году, переработана в 2007 году. Призвана поддерживать всю инновационную цепочку от исследований и разработки технологий до их коммерциализации: «основной целью I этапа программы (2007—2009 годы) является обеспечение условий для перехода к инновационному пути развития экономики страны». Деньги по программе идут на проведение R&D по пяти приоритетным направлениям: нано, био, ИКТ, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение. Кроме того, совместно с бизнесом реализуются т. н. важнейшие инновационные проекты государственного значения, проводится Форсайт и т. д.
В 2009-2010 годах программа сокращена из-за кризиса на 21,44 млрд (оценка), поэтому в 2010 году новые конкурсы по ней не проводятся. Сейчас рассматриваются варианты как продления программы до 2013 года, так и ее досрочного прекращения.
ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ» (2008-2010)
Программа направлена на оснащение НИИ и вузов специальным оборудованием, подготовку персонала, создание системы обмена информацией между участниками т. н. национальной наносети, поддержку коммерциализации знаний. В основном деньги идут на оборудование.
Ожидалось, что программа будет кардинально сокращена в кризис, но на деле в 2009-2010 годах ее урезали лишь на 5,43 млрд (оценка).
Госпрограмма «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий»
Программа Минкомсвязи, предусматривавшая строительство технопарков совместно с региональными властями и частными инвесторами. Фактическое выполнение начато в 2007 году. В 2009-м решено прекратить финансирование строительства 4 из 10 одобренных проектов технопарков.
*Отмечу, что указанные на официальном сайте программы цифры федеральных инвестиций в 2008-м и 2009 году отличаются в меньшую сторону от прописанных в ФЗ о бюджетах. Сообщается, что в 2008 году перечислено 1,63 млрд, а в 2009-м — 1,6 млрд федеральных денег.
ОАО «Российская венчурная компания»
«Фонд фондов», сформированный в 2006-2007 годах для создания российской венчурной индустрии. Вкладывает средства в фонды, сформированные и управляемые частными инвесторами. Размер семи отобранных по конкурсу фондов — около 19 млрд рублей, доля РВК в них — 11,28 млрд. Совокупный объем проинвестированных средств — 2,867 мрлд рублей.
В конце 2009-го 2 млрд вложено в Фонд посевных инвестиций РВК, который через сеть венчурных партнеров инвестирует в инновационные компании на самой ранней стадии развития.
Уставной капитал РВК составляет 28,23 млрд, из которых до 5 млрд было перечислено в 2006 году и до 25 млрд — в 2007 году.
Создана в 2007 году для содействия вхождению России в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Финансирует коммерчески привлекательные нанотехнологические бизнес-проекты, работая напрямую как гигантский венчурный фонд с широкими возможностями, от участия в уставном капитале до поручительства по кредитам. Также формирует дополнительные дочерние венчурные фонды, развивает инфраструктуру коммерциализации, ведет образовательную и просветительскую работу в области нанотехнологий и т.д. На март 2010 года проинвестировано 32 млрд, свыше 61 млрд расписано под одобренные проекты.
**66,4 млрд из 130 млрд, внесенных государством в уставной капитал РОСНАНО, в 2009 году временно возвращено в бюджет. Взамен РОСНАНО получила госгарантии под привлечение денег (всего 182 млрд, из них 53 млрд в 2010 году).
К концу 2010 года РОСНАНО первой из госкорпораций должна перейти в форму АО.
Фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере
Создан в 1994 году, получает 1,5% средств федерального бюджета на науку и инвестирует по конкурсам в малые инновационные компании. В основном деньги выделяются фирмам на проведение R&D (программа «Старт»).
Бюджет фонда, в отличие от РФФИ и РГНФ, не был сокращен в кризис, а в 2010 году ему был дополнительно выделен 1 млрд рублей за заслуги в формировании «инновационного лифта».
ОАО «Особые экономические зоны»
Созданная в 2006 году госкомпания, развивающая особые зоны четырех типов: промышленные, туристические, портовые и технико-внедренческие (ТВЗ). Последние должны привлекать перспективных инноваторов за счет налоговых льгот, инфраструктуры и кластерного эффекта. На конец 2009 года уставной капитал ОАО «ОЭЗ» составлял 44,4 млрд рублей.
**Сколько федеральных средств ОАО ушло именно на ТВЗ, сказать в точности сложно, в таблице указаны лишь общие расходы федерального бюджета. Но это наиболее дорогой тип зон, инвестиции в их инфраструктуру на конец 2009 га составили 24,25 млрд рублей (для сравнения: промышленные зоны «стоили» 15 млрд, туристические — 1,85 млрд).
Пока ТВЗ всего четыре — в Томске, Питере, Дубне и Зеленограде. До кризиса заявленные масштабы вложений потрясали воображение: в случае Томска шла речь о 50 млрд рублей. Сейчас местные власти сообщают, что общие инвестиции в томскую ТВЗ к концу 2010 года достигнут 12 млрд, из них 5,6 млрд федеральных средств.
Специальное Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами упразднено в 2009 году, его функции по управлению ОЭЗ переданы МЭР.
Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ)
Cоздан командой Леонида Реймана в конце 2007 года. Планировалось, что к 1,45 млрд государственных денег прибавится столько же частных и фонд начнет венчурное инвестирование в профильные стартапы. Частных средств найти не удалось, и в 2010 году было решено переформатировать фонд в чисто государственный, с продлением срока деятельности до 2018 года.
Региональные венчурные фонды Минэкономразвития
Программа создания венчурных фондов в регионах была рассчитана на 2005-2007 годы, но несколько затянулась. Схема формирования фондов следующая: по 25% дают федеральные и местные власти, еще 50% — выбранный по конкурсу частный инвестор. Фонды могут инвестировать только на территории своих регионов.
По словам Эльвиры Набиуллиной (осень 2009-го), региональные венчурные фонды созданы в 21 регионе, их общая капитализация превышает 8,5 млрд.
Часть фондов пришлось расформировывать или искать новых управляющих вместо обанкротившегося «Пиоглобал» или оскандалившегося Олега Шварцмана. Примеры действующих фондов: Мордовия, Свердловская область.
Новые мероприятия 2010 года
Из возникших в 2010 году инициатив стоит отметить два внепрограммных мероприятия Минобрнауки:
субсидирование R&D, заказываемых бизнесом у вузов, — 6 млрд в 2010-м, 6 млрд в 2011-м и 7 млрд в 2012 году.
создание в вузах инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов и т. п.) — 3 млрд в 2010 году, 2 млрд в 2011 году и 3 млрд в 2012 году.
Кроме того, Минфин объявил, что на проекты президентской Комиссии по модернизации в бюджете-2010 зарезервировано 10 млрд. Выступая в конце 2009 года на коллегии Минобрнауки, директор бюджетного департамента этого министерства Артемий Никитов сообщил: «На реализацию проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации.., предусмотрены средства в объеме 1997,0 млн рублей». Видимо, речь о проектах только по линии Минобрнауки.
В следующих постах я попробую подвести промежуточные итоги эффективности всех перечисленных вливаний и сравнить их между собой.
Буду рад любым поправкам, уточнениям и комментариям. Их можно слать мне на почту: ivan.sterligov@gmail.com