Недавно в Томск приезжали немцы из Фонда имени Эберта, привозили целую делегацию из Москвы. Ничего особенного: немного напоминало «совковую» дискуссию с приезжим политинформатором. Правда, в качестве политинформаторов были авторы доклада «Россия XXI века: образ желаемого завтра», но они так же, как и перестроечные политинформаторы, были устало уверены в своей правоте.
Я бы не стал на эту тему писать, если бы не грустный немец, который на «псевдокруглом» столе (как это заведено на подобных конференциях, и не только в Томске) удивил своей мыслью о модернизации в России. Представьте картинку: человек пятьдесят сидят в зале администрации продвинутой с точки зрения инноваций территории, и те, кто у микрофонов, начинают разговор о модернизации. И за полчаса успевают обсудить только две темы: олигополию (власть меньшинства на рынке) и коррупцию. Так вот: грустный немец примерно через час дискуссии, ушедшей на изъезженные дороги «вариантов модернизации» (типа «освободим малый бизнес от налогов», «пошлем экспедицию молодежи в особую технологическую зону», «прав ли Чубайс и в чем именно не прав?»), вернул обсуждение к первой теме: «У нас в Германии человек, придя на скамью университета, должен выбирать, кем он будет: среднеобеспеченным чиновником и политиком или хорошо обеспеченным бизнесменом. Это две разные сферы жизни, которые мы стараемся не смешивать. Иначе коррупция неизбежна». Конечно, к этому нужно стремиться. И не только в Германии.
Но где в России найти политика, не прошедшего «школу бизнеса» и намертво к ней не привязанного, или бизнесмена, не считающего, что лучшее вложение капитала — вложение в карман политика? И получается, что жизнь берет свое: самый главный путь модернизации российской экономики должен проходить через политическое обновление всей системы управления страной. И тому, кто не без интереса играет сегодня в игру «Угадай, кого из губернаторов снимут следующим», все сложнее угадывать, ибо поснимали уже достаточно много.
А вот следующая проблема посложнее будет. Вслед за новыми людьми в администрации придут еще более новые люди, у которых аппетит к жизни еще есть и которые еще годик-другой его будут унимать. И в этом — главная опасность «отката» модернизаторов.
Множество «творческих», «спортивных», «инновационных» конкурсов проходит по кривой схеме — занимаются их организацией люди, преследующие иные, чем поиск лучших из лучших, цели, либо просто некомпетентные в теме. Только немногим конкурсам удается защититься от своих спонсоров, держать их «на расстоянии», сохраняя репутацию и свою, и самого конкурса. И хуже всего таким конкурсам, в поддержке которых доля государства максимальна.
Попробуйте мысленно восстановить процесс деградации нашего олимпийского движения, и вы поймете, что задача чиновника только на бумаге проста и понятна: «Блюсти чистоту мундира своего и задачи государства Российского». Когда мимо носа чиновника наконец что-то проплывает, это для него архисложно. Там же, где «заводится» какой-никакой бизнес, этого избежать еще труднее. Так было в киноиндустрии, в спорте, так же скоро станет и в научном предпринимательстве (я вижу это по научным конкурсам, что сейчас проводятся).
Перечитал Омара Хайяма:
Будешь в обществе гордых ученых ослов,
Постарайся ослом притвориться без слов,
Ибо каждого, кто не осел, эти дурни
Обвиняют немедля в подрыве основ.
Может, и правда так поступить? А то уже четыре года, как занимаюсь всякими «инновациями и модернизациями» на свои деньги и, наверное, оторвался от коллектива.