Дал интервью корреспонденту Financial Times. Довольно обстоятельно пообщались о том, как создать условия для развития малого бизнеса.
Надо сказать, что эта тема, которая засела у меня в мозгу. Думаю, есть три глобальные проблемы, из-за чего малый бизнес играет такую малую роль в экономике.
Первая — это структура промышленности. Наша промышленность организована по принципу натурального хозяйства. Все всё производят сами, стремятся не покупать услуг на рынке и тем самым не создают рабочие места вокруг себя.
Вторая проблема — доминирующая роль государства в целых отраслях: ЖКХ, здравоохранение, образование. Здесь тоже натуральное хозяйство, но созданное государством. С гордостью могу сказать, что Пермский край в этом отношении работает в иной идеологии. Очень много заказов мы размещаем на рынке. Но это отдельная тема.
Третье — отсутствие у молодежи мотивов к созданию собственного дела. В основном она видит успешные примеры обогащения с использованием государственных возможностей, а не примеры создания собственного бизнеса с нуля, и уж тем более не примеры бизнеса, базирующегося на интеллектуальных прорывах.
Уверен, что все три проблемы решаемы.
Корреспондент Financial Times в общении уважительно ссылался на статью про Пермь в New York Times. Надо создавать цепную реакцию :)).