«Постарайтесь удивить его. Только помните, он ненавидит PowerPoint», — предупредили нас перед тем, как мы презентовали свои идеи Ги Лалиберте, основателю знаменитого Cirque du Soliel. Да уж, попробуй удивить человека, который до 24 лет глотал огонь, ходил на ходулях и играл на аккордеоне, а потом создал самый популярный в мире цирк. И даже успел побывать в космосе. После успеха представления Varekai канадцы всерьез задумались о строительстве в Москве своей постоянной арены, как в Лас-Вегасе, Макао или Токио. Помочь убедиться в перспективах цирка в России позвали нас — команду из пяти студентов «Сколково».
Историю успеха Cirque du Soleil знает наизусть каждый студент «Сколково». Во время курса по стратегии Blue Ocean («голубой океан» — метафора новой, свободной ниши) профессора из INSEAD приводили нам этот цирк в качестве примера инновационного подхода в бизнесе. Четверть века назад Лалиберте сумел вернуть интерес к акробатическим представлениям, совершив прорыв не только в цирковой, но и во всей индустрии развлечений. Он фактически изобрел цирк заново, отказавшись от дорогостоящих номеров с животными и взяв лучшее из акробатики, оперы и танца. Таким образом Cirque du Soleil не только ушел от конкуренции с увядающей цирковой индустрией, но и перетянул к себе взрослую и обеспеченную аудиторию — посетителей ресторанов и театров. Лалиберте удалось создать новый рынок, или «голубой океан», как его любят называть профессора из INSEAD. С тех пор у цирка появилось много подражателей по всему миру, но благодаря постоянным инновациям Cirque du Soleil по-прежнему остается самым успешным на рынке.
До встречи с Лалиберте нам нужно удивить другого канадца — Крэга Кохона, который и привел Cirque du Soleil в Москву. В начале 1990-х, будучи директором российской Coca-Cola, Крэг лично убедил московские власти снизить в шесть (!) раз стоимость земли под строительство завода. В то время столичное правительство запросило у корпорации $5 млн за право долгосрочной аренды участка. Платить такие деньги за кусок земли в 25 км от Москвы никак не входило в планы американцев. Тогда Крэг достал билет до Нью-Йорка на соседнее кресло с Гавриилом Поповым, тогдашним мэром Москвы. За 10 часов полета он смог убедить градоначальника, что справедливая цена за участок не должна превышать $800 000. А уже через пару лет Coca-Cola открыла в Солнцево свое первое российское производство. (Предприимчивость и любовь к России у Крэга в крови — его отец построил крупнейшую сеть McDonalds в Канаде и в конце 1980-х открыл на Пушкинской первый в СССР одноименный фастфуд.) Теперь и нам предстоит найти подход к российским властям, который позволит убедить их, что цирк Cirque du Soleil нужен Москве.
От занятий в классе мы перешли к обучению на практике — начался этап проектов в государственном и социальном секторах. В течение двух месяцев восемь команд из пяти человек будут работать с государственными учреждениями в разных уголках страны. В партнерстве с местными чиновниками студенты помогают строить в Перми экономические кластеры, в Череповце разрабатывают для моногорода инвестпрограмму, а в Калининграде — проект строительства выставочного центра. Ребята из других команд работают над улучшением федерального закона о госзакупках, помогают развитию частно-государственного партнерства в столичной общеобразовательной школе, налаживают связи с инвесторами в городе Светлый и анализируют по заданию Минтранса эффективность аэропорта Шереметьево. Все это служит одной цели — дать нам, студентам, практический опыт работы с госучреждениями, без которого в России зачастую сложно построить успешный бизнес.
Впереди у нас много встреч с московскими и федеральными чиновниками, а также потенциальными инвесторами и спонсорами. Мне повезло, моя группа уникальна — помимо Cirque du Soleil нам также поручено помочь Третьяковской галерее на Крымском Валу привлечь посетителей и спонсоров. Это редкая возможность не только прикоснуться к высокому искусству и мировому бренду, но и получить навыки арт-менеджмента в российских условиях. Но об этом в следующем посте.